Черноморский флот
13 мая в России отмечается День Черноморского флота. Серьезным ударом по
Черноморскому флоту СССР стал распад СССР и последовавший за ним период
общей политической и экономической неопределенности.
13
мая в России отмечается День Черноморского флота. Праздник был
установлен приказом главнокомандующего ВМФ Российской Федерации от 15
июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по
специальности".
История зарождения и становления Черноморского флота ведет свое
начало со второй половины ХVIII века, когда Россия добилась крупных
успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и
Черного морей. В 1773 году на Черном море успешно действовала созданная
на основе Азовской флотилии Черноморская эскадра. Она базировалась в
Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой,
Феодосией и Суджук-Кале (ныне — Новороссийск).
22 декабря (11 декабря по старому стилю) 1775 года был издан указ
Екатерины II, в котором определялись основные направления строительства
флота на Чёрном море. В 1778 году для строительства глубокосидящих
морских судов и вывода их прямо в Черное море был основан Херсон.
В это время обострение противоречий по крымскому вопросу заставило российский кабинет искать пути и способы их разрешения.
В результате напряженной дипломатической работы между Россией и
Турцией и всестороннего обоснования, подкрепленного решительными
передвижениями российских войск, 19 апреля (8 апреля по старому стилю)
1783 года Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма к
Российской империи.
Для защиты отвоеванных у Турции земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в сильном флоте.
Длительное время шли поиски удобных мест для базирования главных сил
флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на
юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего
Херсонеса.
13 мая (2 мая по старому стилю) 1783 года в Ахтиарскую бухту прибыла
эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под
командованием вице-адмирала Федота Клокачева, назначенного в январе 1783
года командующим "флотом, заводимым на Черном и Азовском морях". 18 мая
(7 мая по старому стилю) в бухту вошли 11 судов Днепровской флотилии.
Они составили ядро нового русского флота. С этого времени морские силы
на юге России стали именоваться Черноморским флотом (ЧФ).
Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота.
14 июня (3 июня по старому стилю) 1783 года в торжественной обстановке
были заложены первые четыре здания будущего города и порта.
Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем в соответствии с
указом Екатерины II от 21 февраля (10 февраля по старому стилю) 1784
года был назван Севастополем ("Достойный город").
В 1785 году был утвержден первый штат Черноморского флота, по
которому он должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов,
пять боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов.
В XVIII-XIX веках ЧФ успешно действовал в войнах России с Турцией,
Францией и другими государствами (победы при Фидониси, Калиакрии, Корфу,
в Афонском и Синопском морских сражениях и другие). Черноморские моряки
доблестно сражались во время Севастопольской обороны 1854-1855 годов.
После поражения в Крымской войне 1853-1856 годов Россия лишилась права
иметь на Черном море военный флот. Лишь после отмены этих ограничений в
1871 году она приступила к созданию ЧФ по программе строительства
парового броненосного флота.
К началу ХХ века Черноморский флот превратился в серьезную боевую
силу на юге России. К осени 1917 года он насчитывал 177 боевых кораблей,
имел транспортную флотилию.
С весны 1918 года моряки Черноморского флота участвовали в борьбе с
наступающими силами германских войск. После оккупации Крыма и
Севастополя ЧФ перебазировался в Новороссийск, где во избежание захвата
немцами в июне 1918 года почти все корабли были затоплены.
В мае 1920 года в составе Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ)
были образованы Морские силы Чёрного и Азовского морей (с января 1935
года — вновь ЧФ). Началось восстановление ЧФ, усиление его за счёт
кораблей, переведённых с Балтики. В предвоенные годы ЧФ пополнился
новыми кораблями и другой военной техникой. К началу Великой
Отечественной войны (1941-1945) в состав ЧФ входили линейный корабль
"Парижская коммуна" (позднее переименованный в "Севастополь"), крейсеры
"Красный Крым", "Ворошилов", "Молотов", три лидера, 14 эсминцев, 47
подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых
корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять
катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625
самолетов.
В ходе войны ЧФ оборонял базы и побережье, защищал свои коммуникации,
действовал на коммуникациях противника, наносил авиационные удары по
его береговым объектам. Совместно с сухопутными войсками оборонял
Одессу, Севастополь, Новороссийск, Туапсе, участвовал в битве за Кавказ,
в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных операциях.
В последующем принимал участие в Новороссийско-Таманской, Крымской,
Одесской, Ясско-Кишинёвской операциях. За годы войны флот провел 24
десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539
повреждено. За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям ЧФ было
присвоено звание гвардейских, 228 воинам-черноморцам присвоено звание
Героя Советского Союза.
В последующее время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной,
Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны.
Корабли, подводные лодки и авиация флота выполняли задачи по несению
боевой службы в различных районах Мирового океана.
ЧФ награждён орденом Красного Знамени (1965).
После распада СССР с августа 1992 года ЧФ существовал как
объединенный (РФ и Украины). Согласно двухсторонним соглашениям по ЧФ
1995 и 1997 годов на его основе были созданы ЧФ РФ и ВМС Украины с
раздельным базированием, определен статус российского флота на
территории Украины.
12 июня 1997 года на кораблях российского Черноморского флота был
вновь поднят исторический Андреевский флаг, под которым черноморцы
возобновили участие сил в дальних походах не только в Средиземном море,
но и в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
27 апреля 2010 года президентами РФ и Украины в Харькове (Украина)
было подписано двустороннее соглашение о продлении сроков пребывания
Черноморского флота на территории Украины до 2042 года.
В 2010 году Черноморский флот организационно вошел в состав Южного военного округа.
2 апреля 2014 года в связи с принятием в Российскую Федерацию
Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов — Республики
Крым и города федерального значения Севастополя президентом России был
подписан Федеральный закон "О прекращении действия соглашений,
касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на
территории Украины".
Черноморский флот как составная часть Военно-морского флота является
средством обеспечения военной безопасности России на юге. Для выполнения
поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе дизельные
подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней
морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную
авиацию, части береговых войск.
В соответствии с программой военного кораблестроения к 2020 году на
Черноморский флот планируется поступление порядка 30 боевых кораблей
различных классов и судов обеспечения.
К началу 2015 года флот уже пополнился более чем десятью катерами и
вспомогательными судами различного назначения. Среди них новейшие
противодиверсионные катера "Грачонок", скоростные патрульные катера
"Раптор", водолазные катера различных проектов и морские буксиры.
До конца 2016 года будут созданы соединения подводных лодок
Черноморского флота в количестве шести единиц проекта 636.3
"Варшавянка".
Развитие системы базирования Черноморского флота проводится в рамках
действующей Федеральной целевой программы "Создание системы базирования
Черноморского флота на территории России в 2005-2020 годах". В рамках ее
выполнения в эксплуатацию введены 48 объектов инфраструктуры в
Новороссийске и пунктах дислокации береговых войск Черноморского флота в
городе Темрюк и поселке Уташ.
В 2017 году предусмотрено завершение работ по строительству геопорта в
Новороссийске. Геопорт с уникальным оградительным молом станет еще
одним местом базирования сил Черноморского флота наряду с базированием
сил в главной базе — городе Севастополе.
После вхождения Крыма в состав РФ Россия может размещать свои корабли
не только в Севастополе, но и в Феодосии, Донузлаве (180 километров к
северо-западу от Севастополя), а авиацию — в Мирном под Евпаторией и в
Бельбеке. Черноморский флот будет обладать системой базирования на
Крымском полуострове.