субота, 20. септембар 2014.

Аркона - Битва в Воронеже (2012) ДВД5





"Аркона" - Русская пэган / фолк-метал-группа. Группа считает в своих композициях как скриминг с гроулингом , так и обычный женский вокал. 

 Главным поэтом и композитором группы является вокалистка Маша "Scream" Архипова. Концерт снят в Воронеже, в рок клубе Tarantul. 




 Треклист:

01. Азъ
02. Аркаим
03. От серца к небу
04. Гой,роде,гой!
05. Заклятье
06. Марена
07. Слово
08. Память
09. Славься Русь
10. Купалец
11. Катится коло
12. Сквозь туман веков
13. По сырой земле
14. Стенка на стенку
15. Солнцеворот
16. Масленица
17. Туман яром
18. Ярило
19. Русь
20. Выйду я на волюшку
21. Ой,то не вечер
22. Купала и Кострома

 

Разбивка на главы по трекам: есть Качество : DVD5 (custom) Формат: DVD video Видео кодек: MPEG VIDEO Аудио кодек: MPEG AUDIO Видео: MPEG VIDEO 720X576 (16:9) 4885kbps 25.000fps Аудио: MPEG AUDIO 224kbps 48.0kHz 2ch 

























Каргопольские кумачники








Каргопольские кумачники

Круглый сарафан, сшитый из кумача (красная хлопковая ткань) почти повсеместно называли кумачником. Яркие круглые каргопольские кумачники вышивали «мышиной тропкой» (тамбуром) при помощи специальной иглы-крючка. Вышивали белой и цветной «бумагой», так раньше называли хлопчатобумажную нить, или шерстью – «гарусом». 

Каргопольские кумачники

В исторических, художественных и этнографических музеях и в частных собраниях сохранилось немало образцов каргопольских кумачников из Ошевенской волости. Сюжеты вышивки сарафанов повторяются и бывают нескольких видов:
1. На подоле сарафана изображены крупные птицы, называемые «павами», идущие друг за другом. Всего помещается 5-6 птиц. Под ними располагаются небольшие схематичные фигурки птиц или неширокая полоса с цветочным орнаментом.

2. На сарафанах изображены большие круги-розетки, называемые некоторыми исследователями «месяцами» или «календарями». Круг состоит из цветка – «солнышка» и описанного вокруг него незамкнутого кольца «месяца», от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

3. На подоле сарафана вышита широкая полоса орнамента, которую условно можно назвать «засеянное поле». Орнамент представляет собой своеобразную «схему» созревания урожая, на которой изображены земля с корнями, зёрна и прорастающие растения. Высота вышивки – 35 см, вышивка выполнена белой бумагой в два ряда.

4. На сарафанах вышиты широкие и неширокие орнаментальные полосы. Встречаются цветочные гирлянды и «морозные» узоры, скопированные с замерзших оконных стекол. Один из узоров представлял собой орнамент, очень похожий на книжный.

Помимо сарафанов каргопольские женщины вышивали тамбуром станы рубах. Здесь также встречается несколько вариантов вышивки. Белые портяные (холщовые) станы вышивали красной и разноцветной бумагой и шерстью. Другой вариант – к холщовому стану пришивали широкую полосу кумача с вышивкой белой, цветной бумагой и шерстью. Чаще всего на рубахах встречается вышивка стилизованного вазона с цветами и бутонами и большие «павы».

Ещё один элемент каргопольского покосного костюма, передник, тоже иногда вышивали тамбуром. Сохранились в небольшом количестве передники с вышитыми «месяцами». Были также передники с оборками. Вот их описание, записанное со слов ошевенских жительниц: передники делали с оборкой, могли пришить по оборке чёрное кружево. «Фартук с долгой оборкой, по краю оборки вышивка, выше оборки – лента из кумача с вышивкой, а могла быть и белая, и голубая, лента пришита на шов, на ленте вышивка, фартук собирался пореже…».

Нередко вышитые «мышиной тропкой» предметы подписывались. Например: «ВЫШИВАЛА ПАВЪ ПУХОВА АННА..». Подписи также вышивались тамбурным швом. Эти автографы, нередко с указанием года работы, стали бесценны.

На фото кумачники, выполненные центром "Русские начала".

Вышивка сарафанов
Вышивка сарафанов
Вышивка сарафанов
Вышивка сарафанов

Великоустюгский музей

 




Великоустюгский музей имеет богатую коллекцию предметов, связанных с обработкой льна и ткачеством

Великоустюгский музей имеет богатую коллекцию предметов, связанных с обработкой льна и ткачеством. Отдельного внимания заслуживает трепало с резьбой и дарственной надписью мастера Егора Васильевича Шпикина из деревни Меркурьевская.  

На лицевой стороне написано: "1920. Ю.Е.Щ. НЕТРУДНА МОЯ РАБОТА ПОДАРИТ ТИБЕ ОХОТА ЕЖЕЛИ ПРИМЕШ ХОРОШО ПОДАРЮ ПОДАРОК ЕЩЕ ЕСЛИ ПРИМЕШ НЕПРИЯТНО ПОСЫЛАЙ ТРЕПАЛО ОБРАТНО".
На обратной стороне надпись: "Когда мы будем жит в разлуке тогда не будет здес меня ты возьми трепало в руки испомни хто дарив тебя"



История создания музея
Во второй половине XIX века в российском обществе возник вопрос о сохранении церковных архивов и древней утвари, являющихся произведениями древнерусского искусства. Ученые, художники, представители церкви высказывали свое мнение по этому вопросу и в результате дискуссии на рубеже XIX – ХХ веков во многих городах России были созданы музеи древнерусской старины – древлехранилища.

Михайло-Архангельский монастырь
Михайло-Архангельский монастырь

Древлехранилище – первый музей Великого Устюга – было организовано в 1909 году при великоустюжском православном Стефано – Прокопьевском братстве и торжественно открыто 3 октября 1910 года в Михайло – Архангельском монастыре. Инициатором его создания был священник А.В. Малиновский. Целью его создания было «… собирание и хранение древних церковно–исторических памятников Великоустюжского викариатства, с целью лучшего сбережения их и доставления любителям таковых памятников удобства знакомиться с ними, а равно и для пользы церковно-исторической науки».

Всю работу по созданию музея древнерусской старины возглавил комитет, председателем которого избрали смотрителя Великоустюжского духовного училища священника К.А. Богословского. Товарищем (заместителем) председателя стал преподаватель духовного училища В.П. Шляпин, обязанности заведующего были возложены на помощника смотрителя духовного училища В.В. Комарова.
В древлехранилище поступали древние рукописи, старопечатные церковные книги, старинные книги на иностранных языках, церковные и бытовые памятники, имевшие историческое значение. Если памятник не мог быть помещен в древлехранилище, на хранение поступали рисунки, фотографии и модели, его изображающие.

Члены комитета исследовали церкви Устюга, составляли описи старинных предметов, хранившиеся в них. Ими составлялись запросы на передачу этих предметов в древлехранилище. Первыми экспонатами музея стали иконы, скульптура, портреты архиереев, документы Михайло - Архангельского монастыря. Из Успенского собора были переданы древние рукописи.

За время существования древлехранилища в него были переданы замечательные предметы древности из Михайло-Архангельского, Иоанно-Предтеченского, Троице-Гледенского монастырей, Успенского собора, Кирилло-Мефодиевской, Спасовсеградской, Мироносицкой церквей. Много ценных экспонатов поступило от членов комитета, от священников Устюжского и соседних уездов.

К 1918 году в коллекции музея было более шестисот экспонатов: рукописей, старинных рукописных и печатных книг, изделий из серебра, икон, крестов, деревянной скульптуры.. Члены комитета не только собирали и хранили древности. Они также проводили работу по описанию предметов, подготавливали статьи для журналов, выходивших в Москве, Олонце, Казани и т.д. Кроме того, комитет активно участвовал в жизни города, в частности организовав празднование 700-летия основания Михайло – Архангельского монастыря и выпустив брошюру, посвященную этому событию.
8 ноября 1918 г. выставкой картин художника А.А. Борисова в Великом Устюге был открыт музей северодвинской культуры. Выставка была организована по инициативе и при активнейшем участии художника Н.Г. Бекряшева. Около двухсот картин смогли увидеть устюжане. Мало кто знал, что эти картины были тогда спасены от гибели.

Основой фондов нового музея стали переданные ему в декабре 1918 года ценнейшие коллекции древлехранилища. Многие из тех, кто занимался его созданием, приняли активное участие и в создании музея северодвинской культуры.

Лучшие представители устюжской интеллигенции: Н.Г. Бекряшев, Е.А. Бурцев, В.П. Шляпин, В.В. Комаров, Э.Ф. Глезер, К.В. Шляпина, К.А. Цивилев, Г.И. Матвеев - объединились вокруг музея, возложив на себя всю заботу о культурном будущем города. Первым заведующим музея стал Е.А. Бурцев, После его смерти в 1924 году музей возглавил Н.Г. Бекряшев, и был его директором более 20 лет. Все они прекрасно понимали уникальность Великого Устюга как национальной сокровищницы северного древнерусского искусства. Ведущими отделами музея стали художественный, рукописно-библиотечный, церковно-археологический, этнографический, естественно-исторический. В необыкновенно трудных условиях строились первые выставки и экспозиции, велась научно-исследовательская и просветительская работа, формировались коллекции.
За короткий срок был создан ценнейший фонд, определивший профиль музея. Кроме коллекций, переданных из церковного древлехранилища, много экспонатов было получено от комиссии по изъятию ценностей и предметов религиозного культа из церквей. От чрезвычайной комиссии и реквизиционного бюро поступили серебряные вещи и женские украшения, от московского Госфонда - картины и фарфор. Были переданы музею и большие личные собрания: принадлежавшие врачу И.А. Бурцеву и купцу А.А. Азову коллекции нумизматики, палеонтологическая коллекция орудий и черепков каменного века, собранная врачом Линовском. В 1923 году в музей поступили 963 книги их фабричной Грибановской библиотеки, а фактически - библиотеки первенствующего директора российско-американской компании М.М. Булдакова. С 1924 года развитие фондов происходило, в основном за счет передачи музею культового имущества из закрывавшихся монастырей и церквей Великого Устюга. Н.Г. Бекряшев настойчиво добивался своего включения в состав ликвидационных комиссий и отбирал для музейных коллекций наиболее ценные памятники истории и культуры, спасая тем самым их от гибели. В 1924 году в ведение музея северодвинской культуры были переданы собор и Владимирская церковь Михайло – Архангельского монастыря а также более ста предметов из его имущества. В 1926 году по настоянию директора и членов музейной коллегии Троицкий собор Троице – Гледенского монастыря с его уникальным иконостасом, иконами, скульптурой и колоколами также был передан музею. В 1927, 1929 годах из Успенского собора поступили иконы, кресты, плащаницы и соборная библиотека, насчитывавшая 3345 книг, среди которых была и знаменитая Библия Пискатора XVII века.

Самые яркие и драматичные страницы в истории музея - годы его бескомпромиссной борьбы за сохранение архитектурного облика Великого Устюга. С первых дней своего существования всю заботу об охране памятников старины музей взял на себя. Краеведы выступали против приспособления самых ценных памятников под учреждения и организации. С середины 1920-х годов губисполком все чаще ставил вопросы о снятии многих памятников с охраны, сносе ряда церквей в городе и районе. Музей делал все, чтобы этого не допустить. Благодаря Н.Г. Бекряшеву и его сподвижникам к концу 1933 года в Великом Устюге были приняты под государственную охрану 12 выдающихся архитектурных памятников. Все они сохранились до наших дней. Однако далеко не все удавалось спасти. В отчете о работе музея за 1934 год записано: "О непорядках по охране памятников музей сообщал в комитет … при Президиуме ВЦИК, в Севкрайоно. Музей на месте принимал все меры к тому, чтобы была налажена охрана памятников, но ко всем его просьбам Великоустюгский горсовет был глух. В конце концов все дело по плохой охране памятников музей передал районному прокурору".
За такие смелые действия местные власти музей не жаловали. Главный ответ держал директор, который оставался верен себе до конца. Его арестовали 20 февраля 1938 года. Бекряшев был объявлен врагом народа и приговорен к 3 годам заключения. 6 апреля 1939 года он умер в Онежском ИТЛ (ст. Плесецкая Архангельской области). За отсутствием состава преступления первый директор музея в 1978 году был реабилитирован.

Шли годы, менялись названия Великоустюгского музея, но неизменными оставались его основные задачи, и в нем всегда работали люди, преданные своему делу.



Древлехранилище Великого Устюга
Во второй половине XIX в русском обществе чрезвычайно возрос интерес к истории России. Возникает вопрос о сохранении церковных архивов, древней утвари. Ученые, художники, религиозные деятели пишут о том, что икона, церковная утварь вне храма становятся не культовыми предметами, а произведениями древнерусского искусства. Результатом этой дискуссии стало появление на рубеже XIX – XX вв. во многих городах России музеев древнерусской старины – древлехранилищ. В Вологде древлехранилище было открыто в 1896 году по замыслу археолога и историка Н.И.Суворова. В 1911 году Св. Синод издает распоряжение о создании древлехранилищ во всех епархиях. При министерстве внутренних дел образуется комитет по охране древностей.

В Великом Устюге древлехранилище было организовано в 1909 году.3 Идея его создания принадлежала священнику А.В.Малиновскому. Официальное открытие древлехранилища состоялось в воскресенье 3 октября 1910 года в здании Введенского храма Михайло-Архангельского монастыря.

Древлехранилище учреждалось при великоустюжском православном Стефано-Прокопьевском братстве «для собирания и хранения древних церковно-исторических памятников Великоустюжского викариатства, с целью лучшего сбережения их и доставления любителям таковых памятников удобства знакомиться с ними, а равно и для пользы церковно-исторической науки».

Председателем комитета по заведыванию древлехранилищем был избран смотритель Великоустюжского духовного училища, священник К.А.Богословский, товарищем председателя – преподаватель Великоустюжского духовного училища, статский советник В.П.Шляпин.

В комитет входили: священник М.А. Соснин (председатель совета православного Стефано-Прокопьевского братства); преподаватели Великоустюжского духовного училища, кандидаты богословия А.А. Прялухин и Н.К. Попов; священник П.Н. Спасский; настоятель Великоустюжского Успенского собора протоиерей В.Г. Поляков; учитель Великоустюжского приходского училища К.А. Цивилев; купец Ф.А. Полднев; мещанин А.А. Автамонов. Обязанности заведующего были возложены на смотрителя духовного училища В.В. Комарова.

Большинство членов комитета окончили духовные академии, имели награды, активно участвовали в городской жизни. Остановимся подробнее на биографиях этих людей.

Председатель комитета древлехранилища Константин Александрович Богословский родился в 1871 году в семье священника, окончил Казанскую духовную академию, преподавал закон божий в Вологодском епархиальном женском училище. Впоследствии Константин Александрович преподавал русский и церковно-славянский языки, чистописание и арифметику, обличительное богословие и обличение русского раскола и местных сект, священное писание. На гражданской службе он был произведен в коллежские советники, награжден орденом Святой Анны III степени. В 1907 году принял сан священника, а вскоре был награжден набедренником и скуфьею.

Товарищ председателя комитета древлехранилища, статский советник Вениамин Петрович Шляпин окончил Московскую духовную академию. Преподавал в Устьсысольском, а затем в Устюжском духовных училищах. В 1900 году за особое усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ Св. Синод наградил Вениамина Петровича библией. В 1904 и 1910 годах ему были пожалованы ордена Святого Станислава II степени и Святой Анны II степени.

Статский советник Александр Александрович Прялухин родился 11 июля 1870 года. Учился в Санкт-Петербургской духовной академии, по окончании которой работал в Устюжском духовном училище и Устюжском епархиальном женском училище. Преподавал русский язык и словесность, церковное пение, латинский язык, русскую, церковную и гражданскую истории. За усердную и полезную службу Александр Александрович был пожалован орденами Святого Станислава III степени и Святой Анны III степени.

Николай Константинович Попов родился 27 ноября 1876 года, закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1902 по 1906 годы работал в Вятской духовной семинарии, а затем в Устюжском епархиальном женском училище. Гражданская история и география, богословие, русский язык, алгебра, геометрия, дидактика, педагогика, греческий язык – предметы, которые преподавал Николай Константинович. Он был членом совета православного Стефано-Прокопьевского братства, членом правления общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Устюжском епархиальном женском училище. Награжден серебряной медалью в память 25-летия существования церковно-приходских школ.

Василий Григорьевич Поляков родился 11 марта 1861 года. В 1888 году окончил Московскую духовную академию и был определен священником в Устюжскую Покровскую церковь. В разные годы он заведовал церковно-приходскими школами в Великом Устюге, был председателем совета Устюжского епархиального женского училища, членом Устюжского духовного правления, председателем устюжского отделения совета православного Стефано-Прокопьевского братства, членом правления общества вспомоществования нуждающимся учащимся в Устюжском епархиальном женском училище. В 1890 г. «за честное поведение» Василия Григорьевича наградили набедренником, в 1894 г. – скуфьею, в 1898 г. Святейший Синод – бархатной фиолетовой камилавкой, в 1902 г. – наперсным золотым крестом. От устюжского городского духовенства в 1898 году В.Г.Поляков был назначен гласным в городскую думу, а в 1900 г. – произведен Синодом в должность депутата.

Член-корреспондент комитета древлехранилища, статский советник Федор Варфоломеевич Булатов окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. С 1884 года преподавал греческий язык в Устюжском духовном училище, в августе-сентябре 1888 года состоял членом временного комитета по устройству Устюжского епархиального женского училища. С 1896 года Ф.В. Булатов – член совета великоустюжского православного Стефано-Прокопьевского братства, с 1896 по 1908 гг. – библиотекарь центральной миссионерской библиотеки при братстве. За особое усердие и ревность в деле благоустройства церковно-приходских школ Св. Синод наградил Федора Варфоломеевича библией. В 1897 и 1906 гг. ему были пожалованы ордена Святой Анны III степени и Святого Станислава II степени. Городские избиратели в 1903 году выбрали Ф.В. Булатова гласным Великоустюжской городской думы.

Заведующий комитетом Виктор Викторович Комаров родился 6 декабря 1876 года, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. Прослушал курс наук в Санкт-Петербургском археологическом институте, где получил звание действительного члена и курс наук в институте братьев милосердия. В 1902 году В.В.Комаров был определен учителем латинского языка в Челябинское духовное училище, с 1904 года преподавал в Устюжском духовном училище, а позднее в Устюжском епархиальном женском училище. В 1909 году назначен на должность смотрителя Устюжского духовного училища. Три года, до 1908 года был членом совета православного Стефано-Прокопьевского братства. В 1910 году за отличную усердную службу пожалован орденом Святого Станислава III степени.

Комитет постановил вести журнал заседаний, утвердил устав древлехранилища. Согласно устава, в древлехранилище поступали древние рукописи, старопечатные церковные книги, старинные книги на всех языках, церковные и бытовые памятники, имеющие историческое значение, рисунки, фотографии и модели тех памятников, которые не могли быть взяты в древлехранилище. Поступающие предметы регистрировались в инвентарном каталоге. Для осмотра музея были назначены специальные дни и часы.

Члены комитета составляли описи старинных предметов, хранящихся в церквах Устюга, просили передать их в древлехранилище. Естественно, что первыми экспонатами музея стали иконы, скульптура, портреты архиереев, документы Михайло-Архангельского монастыря, дела бывшей духовной консистории и духовного правления. В музей поступили и рукописи из Успенского собора Великого Устюга. В.В.Комаров составил опись церковной утвари, хранящейся в палатке при Мироносицкой церкви. Комитет постановил передать все это в древлехранилище.

Одним из первых пожертвовал в музей 4 вышитых плата почетный член комитета великоустюжский епископ преосвященный Алексий. Экспонаты поступали из Устюжского и соседних уездов: от священника Вохменской Введенской церкви Никольского уезда Вячеслава Ильинского – синодик старинный, 6 монет; от священника Михайло-Архангельской Городецкой церкви Устюжского уезда Анатолия Попова – оловянные сосуды; от иеромонаха Михайло-Архангельского монастыря Мефодия – деревянный крест в металлической оправе, медный с эмалью образок, медный складень, финифтяной образок. Делали пожертвования в музей и члены комитета. А.А. Автамонов подарил серебряный крест и кусок окаменелого дерева. А.В. Малиновский, К.А. Цивилев, П.Н. Спасский, К.А. Богословский – коллекции старинных монет, рукописи, книги.

За время существования древлехранилища в него поступили свитки, книги, иконы из Михайло-Архангельского, Иоанно-Предтеченского, Троице-Гледенского монастырей, Успенского собора, Кирилло-Мефодиевской, Спасовсеградской, Сретенской Мироносицкой церквей.

Коллекция формировалась не только из переданных и пожертвованных предметов, многие экспонаты были куплены.

В 1917 году А.С. Непеин в статье для «Исторического журнала» пишет об Устюжском древлехранилище: «По размерам музей еще не велик, он занимает всего одну комнату, довольно большую и удобную. Предметы в музее расположены по группам. Прежде всего бросаются в глаза (при входе) полки со старинными бумагами – это архивы бывшей Устюжской консистории, духовного правления и монастырей… Рядом шкаф с книгами, библиотека музея и собственные издания.

В другом шкафу помещены различные принадлежности церковного богослужения, употребляемые в древнее время… Самое интересное в древлехранилище, служащее его украшением – это деревянные раскрашенные статуи Христа Спасителя, Господа Саваофа, евангелистов Иоанна Богослова, Марка и Луки; Божьей Матери, держащей на коленях и обнимающей Сына, снятого уже с креста, глава Иоанна Предтечи на блюде».

К 1918 году коллекция музея насчитывала 601 экспонат. Был собран богатый рукописный материал, библиотека старинных печатных и рукописных книг, изделий сканого серебра, черни, старинных медных монет, древних риз, икон.

В.В.Шляпин разобрал и подготовил к печати акты Михайло-Архангельского монастыря. Рукопись книги осталась храниться в древлехранилище. Комитет обменивался своими изданиями с редакцией журнала «Известия общества изучения Олонецкой губернии». Казанская духовная академия, Московская духовная академия, императорский женский педагогический институт с благодарностью приняли два тома «Актов Михайло-Архангельского монастыря».

Со временем состав комитета расширился. В 1911 году в него были приняты Александр Нилович Прибытков (кандидат Санкт-Петербургской духовной академии, преподаватель Великоустюжского духовного училища) и Нина Куканова (слушательница Санкт-Петербургского педагогического института). В 1914 году комитет получил письменное заявление от крестьянина Сольвычегодского уезда села Черевково Андрея Ивановича Антонова, который жертвовал в древлехранилище две старинные книги. В заявлении говорилось, что А.И Антонов «выражает желание быть членом комитета, ибо, занимаясь уже 30 лет специально собиранием повсюду родной старины, он надеется принести в этом отношении некоторую пользу комитету»16. В этом же году вступил в комитет преподаватель Великоустюжской мужской гимназии Г.С. Атабеков.

8 марта 1912 года Вологодская духовная консистория обратилась в древлехранилище с предложением принять на себя охрану и регистрацию памятников церковной старины.

Не ограничиваясь только собиранием и хранением памятников старины, комитет активно участвовал в жизни города: подготовил и провел празднование 700-летия основания Михайло-Архангельского монастыря, выпустил брошюру, посвященную этому юбилею.

Комитет способствовал созданию древлехранилища в Сольвычегодске. Специальная комиссия выезжала туда весной 1913 года.

По просьбе Великоустюжского духовного правления комитет давал заключение об археологической ценности иконостаса и икон Нювчимской Дмитриевской церкви Устьсысольского уезда, по заявлению причта и старосты Ильинской церкви Великого Устюга – о состоянии и ценности старинной живописи на стенах и сводах храма.

В «Прибавлениях к Вологодским епархиальным ведомостям» (1915 г.), «Вологодском листке» (1916 г.), «Историческом журнале» (1917 г.) появляются статьи о древлехранилище, автором которых является известный вологодский историк А.С.Непеин. Упоминание о древлехранилище встречается и в книге Б.И.Дунаева «Город Великий Устюг» (Москва, 1915 г.).

17 ноября 1918 года на заседании созданной при губисполкоме музейной комиссии, согласно декрету Луначарского, было решено «переместить предметы искусства и старины из древлехранилища при Михайло-Архангельском монастыре в музей культуры… Об этом решении постановлено уведомить комитет древлехранилища и просить его приготовить древлехранилище для передачи».

Члены комитета В.В. Комаров и К.А. Цивилев пришли работать в музейную коллегию со дня основания музея северодвинской культуры. Позднее В.В. Комаров становится директором музея.

Вероятно, что большая часть экспонатов древлехранилища поступила в музей. Картины А.А. Борисова, коллекции А.Г.Азова, И.А.Бурцева, Линовского, предметы из древлехранилища стали первыми экспонатами музея. Сохранилась в музее и инвентарная книга древлехранилища.

В 1928 году часть музейных экспонатов была передана в Москву. В 1959 году в Русский музей были вывезены статуи трех евангелистов, двух ангелов и несколько фрагментов орнаментальной резьбы, происходившие из древлехранилища. В экспозиции Великоустюгского музея находится композиция «Пиета», также происходящая из древлехранилища.

История создания и деятельности древлехранилища раскрывает одну из сторон культурной жизни города начала XX века. Благодаря своевременной передаче в музей оказались спасены сотни уникальных памятников культового искусства. Коллекция древлехранилища послужила основой экспозиций музея северодвинской культуры.

 
Резная и расписная береста
Коллекция формировалась с 1920-х годов в результате приобретений от устюжан и в ходе экспедиций сотрудников музея в Великоустюгский район Вологодской области, Красноборский район Архангельской области, с 1980-х годов – поступлений расписных изделий с фабрики «Великоустюгские узоры».

Коллекцию составляют предметы народных промыслов, украшенных плетением, резьбой, тиснением и росписью по бересте. Наиболее интересны работы устюжских мастеров разных периодов развития промысла, включая современные изделия: серийная продукция и авторские произведения (ЗАО «Великоустюгские узоры»). 
Резная и расписная береста
Бурак
Вологодская губерния. XIX в.
Береста; роспись
16,5 x 17 x 23,5 см
Время поступления в музей: первая половина XX в.
ВУМЗ 10826
Резная и расписная береста
Бурак без крышки
Великоустюжский уезд. XIX в.
Береста; дерево, роспись
14 x 14 x 16 см
Время поступления в музей: первая половина XX в.
ВУМЗ 10827
Бурачок
Бурачок
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Нач. XX в.
Дерево, береста; роспись
21 x 10 x 10 см
Поступил в музей от Неволиной Н. А. из д. Пермогорье Красноборского района Архангельской области. 1959
ВУМЗ 14776
Бурак
Бурачок
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. XIX в.
Дерево; береста, роспись
21 x 16 x 16 см
Поступил в музей от Соболевой М. П. из д. Шеинская Алексеевского сельсовета Красноборского района Архангельской области. 1959
ВУМЗ 14779
Сумка
Сумка
Великоустюжский уезд. Первая четверть XX в.
Берёзовое лыко, проволока; плетение
28 х 34 х 17 см
Время поступления: 1967
ВУМЗ 16700
Солонка
Солонка
Великоустюжский уезд. XIX в.
Береста, железо, кожа, медь; плетение
5,5 x 13,5 x 11 см
Поступила в музей от Вепрёвой Л. А. из д. Завидово Шемогодского сельсовета Великоустюгского района. 1973
ВУМЗ 17872
Корзина
Корзинка для сбора ягод
Великоустюжский уезд. XIX в.
Берёзовое лыко; плетение
14,8 х 26,5 х 17,0 см
Поступила в музей от Поповой В. П. из д. Илатовская Ломоватского сельсовета Великоустюгского района. 1974
ВУМЗ 18179
Великоустюгский музей
Корзинка
Автор Щекотихин Владимир Терентьевич
Великий Устюг. 1980
Дерево, береста; плетение.
31 x 22,6 x 31 см
Поступила в музей от Лабутиной Т. Ю., г. Великий Устюг. 2007
ВУМЗ 27248
Коллекция дерева
Формирование коллекции началось в первой четверти XX века в ходе экспедиций сотрудников музея в Великоустюгский, Нюксенский, Кичменгско-Городецкий, Никольский районы Вологодской области, Шенкурский и Красноборский районы Архангельской области и поступлений от населения Великого Устюга

Большую часть коллекции составляют орудия земледелия, крестьянская домашняя утварь, историко-бытовые, производственные предметы.

В собрании музея более 150 предметов деревянной утвари – предметы плетёной, точёной, бондарной, резной работы: ложки, миски, кружки, солонки, чаши, братины, бочонки, корыта, лагунки, подойницы, ушатники, кадки, сырницы, лубяные коробейки, шкатулки.

Музей имеет богатую коллекцию предметов, связанных с обработкой льна и ткачеством (более 100 ед.хр.).

Значимой частью коллекции является мебель. Датируется в основном кон. ХIХ – нач. ХХ вв. Более ранние предметы – шкаф-секретер ХVIII века, шкаф сер. ХVIII века, шкаф расписной к. ХVIII – н. ХIХ в.
Коллекция дерева
Ковш–скопкарь
Вологодская губерния, Никольский уезд. XIX в.
Дерево; долбление, роспись. 16,1 x 33,5 x 17,5 см
Источник поступления: Никольский музей (при его закрытии). 1954
ВУМЗ 12921
Коллекция дерева
Солонка
Великоустюжский уезд. XIX в.
Дерево; долбление, роспись
10,4 x 22,5 x 10,2 см
Время поступления в музей: первая половина XX в.
ВУМЗ 10824
Коллекция дерева
Пряничная доска с изображением насекомого и цветка
Великоустюжский уезд. 1814 г.
Дерево; резьба 56,4 x 44,5 x 4 см.
Время поступления в музей: первая половина XX в.
ВУМЗ 10865
Доска для набойки холста  Великоустюжский уезд
Доска для набойки холста
Великоустюжский уезд. XIX в.
Дерево, медь 20,4 х 19,0 х 6,0 см
Время поступления в музей: 1920-е – 1930-е гг.
ВУМЗ 10914
Доска для набойки холста
Доска для набойки холста
Великоустюжский уезд. XIX в.
Дерево, медь 19,9 х 18,2 х 5,8 см
Время поступления в музей: 1920-е – 1930-е гг.
ВУМЗ 10915
Дерево
Конь с повозкой
Автор Шергин А. А.
Великоустюгский район, Шемогодский сельсовет, дер. Арефино. 1930-е гг.
Дерево; резьба, роспись, масло, 29,5 x 58,3 x 21,7 см
Время поступления в музей: 1950-е гг.
ВУМЗ 12213
Прялка
Прялка–копыл
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. 1-я пол. XIX в.
Дерево; столярная работа, резьба, пермогорская роспись. 90 х 44,6 х 17,4 см
Поступила в музей от Никоновой М. Н. из д. Шолома Красноборского района Архангельской области. 1959
ВУМЗ 14778
Прялка
Прялка–копыл
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Кон. XIX – нач. XX в.
Дерево; столярная работа, резьба, пермогорская роспись. 92,7 49,3 х 23,6 см
Поступила в музей от Копыловой Н. Н. из д. Долгополовская Красноборского района Архангельской области. 1959
ВУМЗ 14781
Дуга расписная
Дуга расписная
Великоустюжский уезд. 1853
Дерево, медь; гнутьё, резьба контурная, роспись, масло
112,5 x 16 x 121 см
Поступила в музей от Осиева И. С. из д. Прислон Луженгского сельсовета Великоустюгского района. 1958
ВУМЗ 13523
Дуга
Дуга
Вологодская губерния, Никольский уезд, д. Смольянка. 1882
Дерево; гнутье, резьба, роспись, с надписью «1882 года сiя дуга деревни Смольянки Николая Ципилева»
115 x 72 x 6 см
Поступила в музей от Дурягина В. В. из д. Еловино Кичменгско–Городецкого района Вологодской области. 1985
ВУМЗ 23510
Прялка
Прялка–копыл
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Кон. XIX – нач. XX в.
Дерево; столярная работа, резьба, пермогорская роспись
87,5 х 52,0 х 22,2 см
Поступила в музей от Ушаковой З. А. из г. Красноборска Архангельской области. 1959
ВУМЗ 14789
Солоница в виде уточки с гребешком  Архангельская губерния
Солоница в виде уточки с гребешком
Архангельская губерния. XIX в.
Дерево; долбление 16 x 22,3 x 9,2 см
Поступила в музей от Мигунова В. С. из д. Алфёрово Шенкурского района Архангельской области. 1959
ВУМЗ 14794
Прялка–копыл  Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Нач. XX в.  Дерево; столярная работа,  резьба, ракульская роспись  93,5 х 58,7 х 23,3 см  Поступила в музей от Рухловой  А. И. из д. Холм Нижнее–Тоемского сельсовета  Верхнее–Тоемского района Архангельской области. 1960  ВУМЗ 15121
Прялка–копыл
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Нач. XX в.
Дерево; столярная работа, резьба, ракульская роспись
93,5 х 58,7 х 23,3 см
Поступила в музей от Рухловой А. И. из д. Холм Нижнее–Тоемского сельсовета Верхнее–Тоемского района Архангельской области. 1960
ВУМЗ 15121
Прялка–копыл  Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Нач. XX в.  Дерево; столярная работа,  резьба, тоемская роспись  80,5 х 45,5 х 21,0 см  Поступила в музей от Пластовой А. И. из д. Красногорье Нижне–Тоемского с/с Верхне–Тоемского района  Архангельской области. 1960  ВУМЗ 15124
Прялка–копыл
Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. Нач. XX в.
Дерево; столярная работа, резьба, тоемская роспись
80,5 х 45,5 х 21,0 см
Поступила в музей от Пластовой А. И. из д. Красногорье Нижне–Тоемского с/с Верхне–Тоемского района Архангельской области. 1960
ВУМЗ 15124
Прялка–копыл  Автор резьбы Сифков Трофим. Расписывалась прялка мастерами из д. Борки  Виноградовского района  Архангельской области  Северо–Двинская губерния. 1920-е гг.  Дерево; столярная работа, резьба, борецкая роспись  89,2 х 47,8 х 23,4 см  Поступила в музей от Кузнецовой А. Т. из д. Красногорье  Нижне–Тоемского сельсоветва Верхне–Тоемского района  Архангельской области. 1959  ВУМЗ 15126
Прялка–копыл
Автор резьбы Сифков Трофим. Расписывалась прялка мастерами из д. Борки Виноградовского района Архангельской области
Северо–Двинская губерния. 1920-е гг.
Дерево; столярная работа, резьба, борецкая роспись
89,2 х 47,8 х 23,4 см
Поступила в музей от Кузнецовой А. Т. из д. Красногорье Нижне–Тоемского сельсоветва Верхне–Тоемского района Архангельской области. 1959
ВУМЗ 15126
Прялка  Автор росписи  Меньшиков Егор Игнатьевич   Северо–Двинская губерния. 1930  Дерево; столярная работа, резьба, тоемская роспись  88,5 х 49,0 х 23,0 см  Поступила от Глуховой П. Г. из д. Глинки Нижне–Тоемского сельсовета  Верхне–Тоемского  района  Архангельской области. 1959  ВУМЗ 15132
Прялка
Автор росписи Меньшиков Егор Игнатьевич
Северо–Двинская губерния. 1930
Дерево; столярная работа, резьба, тоемская роспись
88,5 х 49,0 х 23,0 см
Поступила от Глуховой П. Г. из д. Глинки Нижне–Тоемского сельсовета Верхне–Тоемского района Архангельской области. 1959
ВУМЗ 15132
Челнок
Челнок
Великоустюжский уезд. Конец XIX в.
Дерево, резьба
3,5 x 26,0 x 4,5 см
Поступил в музей из д. Ягрыш Нюксенского района Вологодской области. 1969
ВУМЗ 17179
Ремесло
Кружок–деталь (блок) ткацкого стана
Вологодская губерния. XIX в.
Дерево, кожа; столярная работа, резьба
20,8 x 7,5 x 3 см
Поступил в музей от Поповой В. П. из д. Илатовская Ломоватского сельсовета Великоустюгского района. 1974
ВУМЗ 18183
Кружка для пива с откидной крышкой с надписью на крышке «В.С.1894 г.»  Автор Ведров Степан  Великоустюжский уезд. 1894  Дерево; бондарная работа, масляная краска  14 x 17 x 20,5 см  Поступила от Лопухиной К.В. из д. Ведёрниково Марденского сельсовета Великоустюгского района. 1975  ВУМЗ 18392
Кружка для пива с откидной крышкой с надписью на крышке «В.С.1894 г.»
Автор Ведров Степан
Великоустюжский уезд. 1894
Дерево; бондарная работа, масляная краска
14 x 17 x 20,5 см
Поступила от Лопухиной К.В. из д. Ведёрниково Марденского сельсовета Великоустюгского района. 1975
ВУМЗ 18392
Прялка
Прялка составная
Вологодская губерния. 1887
Дерево; столярная работа, резьба, роспись
83 x 50 х 21,4 см
Поступила в музей от Куницыной Л. Ф. из г. Великий Устюг. Принадлежала Долматовой А. С. из д. Верхнее Займище Верхне–Варженского сельсовета Великоустюгского района. 1983
ВУМЗ 21456
Сундук
Сундук
Великий Устюг. Нач. XX в.
Дерево, металл; столярная и слесарная работа, роспись
64,5 x 43 x 34 см
Поступил в музей от Балиной М. А., г. Великий Устюг. 1985
ВУМЗ 22511
Дверь
Дверь от голбца расписная с 4-мя филёнками
Вологодская губерния, Никольский уезд. Нач. XX в.
Дерево; столярная работа, кистевая роспись
136 x 106,5 см
Поступила в музей от Ваулиной Е. Е. из д. Большое Бараково Кичменгско–Городецкого района Вологодской области. 1987
ВУМЗ 23057
Заборка из шести филёнок
Заборка из шести филёнок
Автор Кузнецов П. А.
Вологодская губерния, Никольский уезд. 1907
Дерево; столярная работа, резьба, роспись
148 x 111 x 3,5 см
Поступила в музей от Ниткиной А. Ф. из д. Смольянка Кичменгско-Городецкого района Вологодской области. 1987
ВУМЗ 23171
Люлька
Люлька
Вологодская губерния, Никольский уезд. Кон. XIX – нач. XX в.
Дерево; столярная работа, роспись
47 x 83,5 x 28,5 см
Поступила в музей от Шашериной Е. А. из д. Великуша Кичменгско-Городецкого района. 1987
ВУМЗ 23235
Дверь от голбца  Вологодская губерния, Никольский уезд. Нач. XX в.  Дерево; столярная работа,  резьба, роспись  128,5 x 81 x 4 см  Поступила в музей  от Жаравиной Н. В. из д. Смольянка  Кичменгско-Городецкого района. 1987  ВУМЗ 23277
Дверь от голбца
Вологодская губерния, Никольский уезд. Нач. XX в.
Дерево; столярная работа, резьба, роспись
128,5 x 81 x 4 см
Поступила в музей от Жаравиной Н. В. из д. Смольянка Кичменгско-Городецкого района. 1987
ВУМЗ 23277
Расписная филёнка от дверей в голбец  Великоустюжский уезд. Нач. XX в.  Дерево; столярная работа, роспись  126 x 74 x 4,5 см  Поступила в музей от Маркова М. К. из д. Студёное Стреленского сельсовета Великоустюгского района. 1988  ВУМЗ 23481
Расписная филёнка от дверей в голбец
Великоустюжский уезд. Нач. XX в.
Дерево; столярная работа, роспись
126 x 74 x 4,5 см
Поступила в музей от Маркова М. К. из д. Студёное Стреленского сельсовета Великоустюгского района. 1988
ВУМЗ 23481
Шкатулка из корешков   Великоустюжский уезд. Нач. XX в.  Дерево, корешки; плетение  15,5 x 25 x 12 см  Поступила от Чучиной М. Г., г. Великий Устюг. 1990  ВУМЗ 23908
Шкатулка из корешков
Великоустюжский уезд. Нач. XX в.
Дерево, корешки; плетение
15,5 x 25 x 12 см
Поступила от Чучиной М. Г., г. Великий Устюг. 1990
ВУМЗ 23908
Сундук  Великоустюжский уезд, д. Варжинская Заимка. Нач. XX в.  Дерево; столярная и слесарная работа, ковка, роспись  62 x 44 x 23 см  Поступил в музей от Шороховой А. П., г. Великий Устюг. 1991  ВУМЗ 24123
Сундук
Великоустюжский уезд, д. Варжинская Заимка. Нач. XX в.
Дерево; столярная и слесарная работа, ковка, роспись
62 x 44 x 23 см
Поступил в музей от Шороховой А. П., г. Великий Устюг. 1991
ВУМЗ 24123
Ковш
Ковш–наливка
Великоустюжский уезд. Кон. XIX – нач. XX в.
Дерево; резьба, долбление
27 x 15 x 10,5 см
Поступил в музей от Рыженко Т. С. из д. Пожарово Усть–Алексеевского сельсовета Великоустюгского района. 2002
ВУМЗ 25937/1
Прялка–копыл  Вологодская губерния, Великоустюжский уезд. 1899  Дерево; столярная работа, резьба, покраска  92 x 50,7 x 23,5 см  Поступила из д. Выставка Верхне–Шарденского сельсовета Великоустюгского района в ходе экспедиции музея. 2002  ВУМЗ 26084/2
Прялка–копыл
Вологодская губерния, Великоустюжский уезд. 1899
Дерево; столярная работа, резьба, покраска
92 x 50,7 x 23,5 см
Поступила из д. Выставка Верхне–Шарденского сельсовета Великоустюгского района в ходе экспедиции музея. 2002
ВУМЗ 26084/2
Пряничная доска  Великоустюжский уезд. 1837  Дерево; выемчатая резьба.  29,5 x 19,0 x 3,5 см  Поступила из Верхне–Шарденгского  сельсовета Великоустюгского района в ходе экспедиции музея. 2002  ВУМЗ 26084/3
Пряничная доска
Великоустюжский уезд. 1837
Дерево; выемчатая резьба.
29,5 x 19,0 x 3,5 см
Поступила из Верхне–Шарденгского сельсовета Великоустюгского района в ходе экспедиции музея. 2002
ВУМЗ 26084/3
Часть опечья (две доски)   Великоустюжский уезд. Кон. XIX – нач. XX в.  Дерево; столярная работа, кистевая роспись  115 х 75 х 9 см  Поступила из д. Вострое Нюксенского района Вологодской области в ходе экспедиции музея  ВУМЗ 27441
Часть опечья (две доски)
Великоустюжский уезд. Кон. XIX – нач. XX в.
Дерево; столярная работа, кистевая роспись
115 х 75 х 9 см
Поступила из д. Вострое Нюксенского района Вологодской области в ходе экспедиции музея
ВУМЗ 27441

 Моја Лена 2020.године