Павловский дворец
Павловск — пожалуй, самая уютная из
императорских резиденций в пригородах Санкт-Петербурга. Она была
построена позже остальных: вплоть до конца XVIII века тут, на берегу
речки Славянки, располагались лесные угодья, где любила охотиться
Екатерина II. В 1777 году она пожаловала их Павлу Петровичу для
устройства дачи. Вскоре были возведены деревянные хоромы с названиями
«Паульлюст» (Павлова утеха) и «Мариенталь» (долина Марии). В 1782-1786
годах архитектор Чарлз Камерон построил большой дворец с боковыми
колоннадами и служебными корпусами. В короткое царствование Павла I
дворец был перестроен и расширен. В 1838 году в Павловск была проложена
первая в России железная дорога. Павловский «воксал» дал русскому языку
слово «вокзал».
Во время оккупации 1941-1944 годов внутренняя отделка дворца сильно
пострадала. Благодаря тому, что почти всю коллекцию мебели и предметов
искусства удалось вывезти, дворец был полностью отреставрирован к 1978
году.
При составлении проекта Камерон выбрал распространённый тип итальянской виллы, увенчанной плоским куполом.
По
бокам от дома расположены полуциркульные галереи-колоннады,
охватывающие парадный двор и заканчивающиеся служебными флигелями.
В 1872 году в центре парадного двора установили памятник Павлу I.
Дворец украшен императорским вензелем Павла и Марии.
Павильоны увенчаны башенками.
На фронтонах боковых корпусов, обрамляющих вход во двор, те же вензеля «ПМ».
С обратной стороны галереи расписаны фресками, создающими ложную перспективу.
Тыльная сторона дворца, выходящая на берег Фасадного пруда.
Гардероб музея расположился в центральном круглом зале первого этажа.
Первая парадная зала, куда попадают посетители — Египетский вестибюль.
Статуи египтян работы И.П. Прокофьева олицетворяют двенадцать месяцев
года. Над скульптурами — барельефы со знаками Зодиака.
На второй этаж ведёт Парадная лестница. На стене — фреска работы Д. Скотти, изображающая спуск в сад с египетскими скульптурами.
Лестница ведёт в богато украшенный лепниной Парадный вестибюль.
Из вестибюля имеется проход в центральный зал дворца — Итальянский.
Зал двусветный, завершается световым фонарём-куполом.
По первоначальному плану Камерона плоские ниши в стенах должны были
стать арками, соединяющими зал с галереей, окружавшей его по квадрату.
Однако, завершить отделку архитектор не успел, так как был отстранён от
работ.
Облик зала создан В. Бренной в 1789 году и частично изменён А.Н.
Воронихиным в 1803 году. По рисункам последнего выполнены фигуры орлов
на карнизе, кариатиды между арками, балюстрады хоров.
Через Камердинерскую и Туалетную Павла I переместимся в Библиотеку Росси.
Пристройка этого изогнутого помещения и его внутренняя отделка были выполнены в 1824 году по проекту К. Росси.
Лампа с изображением Марии Фёдоровны.
Следующий зал — Малый кабинет Павла I.
Центр комнаты занят монументальным письменным столом из красного дерева,
на котором установлен храм Весты — богини семейного очага.
На доске столика представлено одно из первых изображений Павловска в
технике наборного дерева. Стол создан в 1787 году крепостным мастером
графа Салтыкова М.Я. Веретенниковым.
Потолок украшен овальной картиной Д. Скотти «Торжество истины, изгоняющей пороки».
Ковровый кабинет украшен гобеленами. Центральный из них называется «Дамы служат Дон-Кихоту».
На боковых стенах размещены брюссельские шпалеры XVIII века, на одной из них — посвящение Дон-Кихота в рыцари.
Зал войны создан по проекту В. Бренны. После вступления Павла I на престол это помещение служило малым тронным залом.
Восьмигранный в плане, с четырьмя полукруглыми нишами, зал облицован
белым искусственным мрамором и богато украшен пышной золоченой лепкой.
Греческий зал был создан по проекту В. Бренны в 1789 году и дополнен отделкой А.Н. Воронихина при реставрации в 1803 году.
Стройная колоннада зеленоватого искусственного мрамора вдоль стен
придает ему сходство с греческим храмом. Античный характер зала
дополняется гипсовыми копиями с произведений древних скульпторов,
заполняющими стенные ниши, и мраморными светильниками, подвешенными на
длинных цепях между колонн.
Пышная, окрашенная под античную бронзу мебель с тонкой золоченой резьбой
выполнена русскими мастерами по рисункам А.Н. Воронихина.
Зал мира расположен симметрично Залу войны.
Орла Юпитера, украшавшего печь Зала войны, здесь сменил павлин Юноны — символ семейной верности.
Библиотека Марии Фёдоровны заставлена низкими книжными шкафами, на
которых размещена мраморная скульптура итальянской работы XVIII века.
Перед столом стоит монументальное кресло, выполненное по рисунку
Воронихина.
В центре помещения находится ковер с изображением, как Дон-Кихот советуется с «очарованной головой».
Парадность Будуару Марии Фёдоровны придаёт мраморный камин с зеркальной
нишей в портике из двух порфировых колонн, привезенных из Рима. С
колоннами хорошо гармонирует набор ваз и обелисков из порфира и мрамора
на каминной полке.
Стены помещения украшены мраморными пилястрами с тонкой арабесковой
росписью, воспроизводящей знаменитые росписи Рафаэля в лоджиях Ватикана.
Между пилястрами размещаются мраморные медальоны с портретами
Александра Македонского и его матери Олимпии.
Ниже сделаны вставки с изображениями выдающихся памятников архитектуры Индии.
Интересен круглый стол с изображением первоначального дворца по рисункам
художника-пейзажиста С.Ф. Щедрина. Стол был создан мастерами
Петербургского фарфорового завода в 1789 году. Фарфоровая столешница
имеет диаметр почти в метр и не имеет аналогов.
Также в комнате имеется письменный стол работы П. Денизо.
Пол покрыт великолепным наборным паркетом.
Роспись плафона выполнена в 1803 году Д. Скотти.
Кроме орнаментальных композиций его украшают панно «Времена суток» с изображением античных руин.
Парадная спальня — одна из самых роскошных комнат дворца.
Стены здесь покрыты шёлковыми панно с росписями, изображающей орудия
сельского труда, утварь, плоды, цветы и музыкальные инструменты. Росписи
были выполнены придворным художником Я. Меттенлейтером по эскизам
художника Вак-Леена, работавшего при королевском дворе в Париже.
Анфиладу комнат замыкает богатый камин спальни с малахитовыми пилястрами
и вставками из цветных камней. Его украшают великолепные часы,
жирандоли, таганы и другие первоклассные изделия французских
бронзовщиков.
Обстановка Парадной спальни выполнена одним из лучших мебельщиков Парижа
Анри Жакобом. В его мастерской были изготовлены кровать, кушетка и
кресла, стоящие в комнате.
Этот гарнитур относится к числу шедевров мебельного искусства. Убранство парадной спальни во время эвакуации удалось сохранить.
Центральное место в убранстве спальни занимает большая золоченая
кровать, украшенная тончайшей резьбой. Парадная спальня никогда не
использовалась по своему назначению, её наличие лишь подчёркивало
высокое положение владельцев дворца.
Кровать помещена под пышным балдахином, задрапированным шёлком. Легкая и
изящная люстра из рубинового стекла с богатым хрустальным убором была
изготовлена петербургскими мастерами.
Куда более скромно после спальни выглядит Туалетная Марии Фёдоровны.
Боковые стены заняты живописными панно с изображениями Павловского парка, исполненные художниками А. Мартыновым и Д. Скотти.
Пол зала с затейливым паркетом.
Достоин упоминания уникальный стальной гарнитур, состоящий из стола с
зеркалом, вазочек, подсвечников, скамеечки и стула. Он набран из
нескольких тысяч деталей, кованных и гранённых под «стальные алмазы».
Этот шедевр был изготовлен в 1788 году тульским мастером-оружейником
Семёном Самариным.
Роспись плафона Второго Проходного кабинета имитирует лепку на фоне мозаики из золочёной смальты.
Картинная галерея — эффектный, изогнутый зал, освещённый окнами с двух сторон, создан В. Бренной в 1797 году.
На стенах размещены произведения живописцев разных стран, разностильные по сюжетам и по характеру исполнения.
Живописные плафоны выполнены художником Я. Меттенлейтером.
Центральный из них называется «Триумф Аполлона».
Возле каждого окна установлены изящнейшие вазы.
Стены Третьего Проходного кабинета облицованы розовато-сиреневым
мрамором и украшены панно со вставками из синего стекла, покрытых
росписью с изображением мифологических фигур и гирлянд цветов.
Чтобы смягчить резкую разницу в высоте прилегающих к кабинету помещений,
художник-декоратор П. Гонзаго особым образом расписал плафон.
Архитектурная композиция, изображающая купол, колонны и перспективу
аркады, создавала иллюзию пространства и как бы скрадывала резкий
переход к следующему, высокому залу.
Следующий — это Большой (Тронный) зал. Он поражает своим простором, его
площадь 400 м². В срезанных углах квадратного помещения находятся
глубокие ниши с монументальными лепными печами.
В 1814 году здесь был устроен торжественный прием генералов и офицеров
гвардейских полков, вернувшихся из Парижа после победы в войне с
Наполеоном.
Арки окон поддерживаются кариатидами, исполненными скульпторами И.П. Мартосом и М.И. Козловским.
Роспись огромного плафона выполнена в середине XX века по эскизам П.
Гонзаго. Изображение уходящей ввысь колоннады, свисающих с балконов
знамён и открытого, с лёгкими облаками неба «поднимает» высоту зала,
делает его более торжественным.
Кавалерский зал предназначался для приёмов кавалеров мальтийского рыцарского ордена.
Стены богато декорированы барельефами с изображением жертвоприношений, шествий и вакхических плясок.
Лепной декор стен плавно переходит в орнаментальную роспись плафона, также выполненную «под лепку».
Отделка зала являлась прекрасным фоном для коллекции античной скульптуры
II-III вв. Нимфа с раковиной когда-то служила украшением древнеримского
фонтана.
Последнее из осмотренных помещений — Дворцовая церковь. В отличие от
настоящих церквей, это — скорее нарядный и торжественный дворцовый
интерьер эпохи классицизма. В иконостасе вместо традиционных икон
размещены копии с картин западноевропейских художников XVII-XVIII вв.
Вопреки канонам русской православной церкви, в архитектурном оформлении
церкви Павловского дворца была использована декоративная скульптура.
Овальная картина плафона «Обращение Савла» написана в 1799 году Я.
Меттенлейтером по композиции П. Рубенса. Это копия, оригинал находится в
Вене.
На хорах установлены два трона, с вензелями Марии и Павла.
Здесь, в торжественной обстановке в 1799 году оглашались реляции А.В.
Суворова о военных действиях и представлялись трофейные знамёна, взятые у
неприятеля.
У церкви есть даже крошечная колоколенка, её видно если обойти дворец вокруг.