среда, 4. март 2015.

Из Бара в Белград на поезде

 

( Путовање возом од Бара до Београда очима руског туристе)

 

 

Из Бара в Белград на поезде

Любите ли вы путешествовать на поездах так, как люблю я? Поездка на поезде с малых лет была для меня чем-то очень захватывающим и увлекательным. Она сама по себе становилась отдельным путешествием со своими атмосферой и впечатлениями. А ездить доводилось в основном в плацкартных вагонах, которые в этом отношении особенно прекрасны. Без всякой иронии. Наверное, везло не попадать в треш, о котором иногда пишут в интернетах. И до сих пор любую поездку на поезде воспринимаю не как простое перемещение из пункта А в пункт Б (хотя так тоже бывает), а как самостоятельную историю, о которой не грех подробно рассказать.

В этот раз, правда, мы поедем не по просторам нашей необъятной страны, а всего лишь переместимся с побережья Адриатического моря в Белград по очень красивой железной дороге в комфортабельном вагоне поезда Бар-Белград.

Дело было осенью минувшего года, в конце курортного сезона, когда билеты на самолёт в Черногорию уже подешевели, а обратно ещё нет. Зато были относительно недорогие билеты из знакомого Белграда, в который можно добраться с побережья самолётом, автобусом и поездом. Последний вариант не оставил нас равнодушными. Изучение расписания в интернете на сайте сербских дорог, привело к выводу, что, из ходивших в этом направлении ещё несколько лет назад 4 поездов, остался только один ночной. Конечно, оценить все красоты горной дороги с него не получится, но что имеем, как говорится. Зато в нём можно хорошо выспаться, таки частично увидеть потрясающе-красивые места из окна и утром прибыть сразу в центр Белграда.

Для того, чтобы всё получилось, мы, почти сразу после приезда в Черногорию, прокатились в Бар и в кассах на станции купили билеты в «спавачу колу за двое». Можно было, конечно, взять билеты и в шестиместное купе, где на каждой стенке по три полки и получить свою порцию ярких впечатлений, но после отдыха мне и моей девушке хотелось с наименьшим количеством сюрпризов добраться до дома, поэтому выбрали такой вариант и поехали как мажорные туристы. Ну, можно же иногда порадовать себя и раз в жизни покататься в СВ, тем более у нас в стране это удовольствие стоит уже совсем других денег. Кстати, о стоимости – поездка на двоих обошлась нам в 80 евро.

Из Бара в Белград на поезде

Билет на поезд выглядит так. Один на двоих. Паспортных данных в нём нет. Это сам билет, а его вторую часть, как я понимаю – плацкарту, забрал проводник.

Из Бара в Белград на поезде

Поезд в Белград отправляется с железнодорожного вокзала города Бар. Но не будем торопиться на него и посмотрим, что интересного есть здесь. На вокзале можно встретить такой симпатичный узкоколейный паровоз 1910 года рождения, имеющий собственное имя «Суторман», которое, в свою очередь, он получил в честь горы, расположенной недалеко от Бара. Железная дорога впервые здесь появилась в 1908 году и связывала Бар с городком Вирпазар на берегу Скадарского озера. Ширина колеи была 750 мм. Самым значимым инженерным объектом дороги стал двухкилометровый тоннель под горой Суторман. Он и сейчас существует где-то в горах над Баром, но та железная дорога прекратила своё существование в 1959 году, а существующая проложена уже совсем другим маршрутом.

Из Бара в Белград на поезде

Посмотрели расписание поездов из Бара. На сентябрь 2014 года их оказалось не очень много. Международный поезд – одна штука. Это, соответственно, который наш – в Белград. Поездов до населённого пункта Биело-Поле, расположенного близь границы, – три штуки. Правда, один из них "брзи" — то бишь скорый, отправляющийся в 9.00, под номером 430, судя по заклеенной бумажкой части расписания, ещё недавно ходил до Белграда, но видимо с окончанием сезона его обрезали до границы. Вот на нем, скорее всего, надо ехать смотреть красоты горной дороги. Кстати, если кто-то знает в какой период года он ходит до Белграда, поделитесь, плиз. Помимо этих поездов есть шесть пригородных до Подгорицы и один во второй по величине город страны Никшич, куда тоже проложена железнодорожная ветка.

Из Бара в Белград на поезде

Выходим на перрон, а там уже и поезд стоит, нас ждёт.

Из Бара в Белград на поезде

Наше купе находится в вагоне 1973 года рождения, что согласитесь, достаточно почтенный возраст для технического средства массового использования. Однако старичок выглядит ещё очень даже ничего.

Из Бара в Белград на поезде

Выглядит купе вот таким образом. Имеется третья полка, но, как я понимаю, билет продаётся на купе и туда никого не подселяют. В остальном для начала можно поразиться продвинутости итальянской инженерной мысли тех лет. В купе имеется стандартная рабочая розетка. Слева за приставной лестницей находится сдвижная дверь, объединяющая при необходимости два купе в одно. Замок естественно срабатывает только если открыть его с обеих сторон. Освещение есть у изголовья каждой полки, общее на всё купе и ещё лампа возле зеркала, которое вмонтировано в шкафчик над столиком. Всё работало.

Из Бара в Белград на поезде

Присмотримся, что это там за регуляторы расположились под окном. Ааа.. Это раздельная регулировка кондиционера и обогревателя. У нас они, вроде как, не работали, но когда-то в далёком 73-м должны были помочь пассажирам создать комфортный микроклимат в купе. Ничего необычного.

Из Бара в Белград на поезде

Смотрим дальше. Столик толстый не потому, что так захотелось дизайнеру, а потому, что он превращается.. превращается.. Превращается в такой полезный предмет как раковина. В кране даже была вода, правда, только холодная. Под раковиной спрятана корзина для мусора.

Из Бара в Белград на поезде

Конечно, по современным меркам у вагона есть недостатки. Ватерклозет в нём выполнен по той же схеме, как и в наших старых добрых плацкартах. В нём совсем нет титана с кипяточком, а открывающимися в коридор дверями могут легко заехать по лбу, если не быть аккуратным. Но все эти недостатки отходят на второй план, когда ты уставший после насыщенного дня ложишься на широкую нижнюю полку с удобным толстым матрасом и видишь перед собой такую красоту. Сразу понятно, что это не какой-нибудь Тверской вагоностроительный делал.

Из Бара в Белград на поезде

Ну, а помимо всего прочего, для меня как человека с фотоаппаратом было очень отрадно обнаружить окно, спокойно открывающееся до середины. Те, кто пытался что-то снять через стёкла наших новых вагонов, где нельзя открыть окно, меня поймёт. Конечно, в суровых природных условиях лучше стеклопакеты и исправно работающие климатические системы, но, что удивительно, это окно тоже закрывалось достаточно плотно и ни откуда не сквозило.
 
Выглядываем в широко распахнутое окно, а там как раз прибывает электричка из Подгорицы. Она, так же как и электрички в сербской столице, обладает очень знакомыми нам формами. Несколько слов о белградских пригородных поездах у меня есть в рассказе про поездку в Нови-Сад.

Из Бара в Белград на поезде

Ну, вот раздаётся гудок и поезд неспешно отправляется. Странное чувство, когда по старой доброй традиции едешь с моря домой на поезде, но при этом море не Чёрное и поезд какой-то не такой, и едет он не в Москву. Да и попутчики в вагоне говорят, вроде, похоже, но если прислушаешься, мало чего поймёшь.

Из Бара в Белград на поезде

За окном проплывают сначала окраины Бара, а затем прибрежные посёлки. Поезд резво виляет вдоль побережья вплоть до Сутоморе. Здесь небольшая остановка, и он резко уходит в сторону горы, где ныряет в тоннель длинной более 6 километров.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Остановка в Сутоморе.

Из Бара в Белград на поезде

Когда в окнах снова появляется картинка, море уже осталось далеко позади за вот тем горным хребтом.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Поезд идёт по равнине, и вскоре по обеим сторонам вагона можно наблюдать Скадарское озеро. Слева по ходу поезда, правда, озеро появляется не сразу, и оно тут немного заросшее и заболоченное, поэтому выходим в тесный коридор, и смотрим классические виды справа.

Из Бара в Белград на поезде

В коридоре все курят, не утруждаясь походами в тамбур, но за счёт огромных открытых окон всё быстро выдувается. Поезд тем временем по дамбе пересекает озеро и движется по долине к Подгорице. Рядом идёт автотрасса в том же направлении.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Прибрежная деревушка Враньина.

Из Бара в Белград на поезде

Уже через час поезд подъезжает к невзрачному вокзалу Подгорицы. Здесь его ждёт толпа пассажиров, которые забивают сидячие и обычные спальные вагоны. На соседнем пути стоит вечерняя электричка в Бар.

Из Бара в Белград на поезде

На этом наше знакомство со столицей Черногории закончилось. С поезда Подгорица выглядит невзрачно. Город окружён обширным частным сектором с добротными домами в которых, видимо, проживает значительная часть городского населения. Солнце клонится к закату, а поезд, тем временем продолжая двигаться по долине реки Морачи, впадающей в Скадарское озеро, начинает постепенно карабкаться в горы. Вокруг разворачиваются прекрасные пейзажи.

Из Бара в Белград на поезде

Дорога ютится на узкой полке, сооружённой в откосах речного каньона. Движение по ней было открыто в 1976 году. Первым по дороге проехал сам Тито, благодаря которому Черногория получила прямое железнодорожное сообщение с Белградом. Тогда они, правда, были все в одном большом государстве Югославия.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Поезд всё чаще ныряет в тоннели, которых здесь какое-то огромное количество. Всего в небольшой Черногории на железной дороге находится 121 тоннель, имеющие общую протяжённостью 58 километров. Основная их часть расположена именно на дороге в Сербию. По сути, эта дорога и есть основа все железнодорожной системы страны. Помимо неё существует только ветка в Никшич и ветка ведущая в Албанию, которая сейчас не используется.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Впереди появляется мост, ставший одной из визитных карточек дороги.

Из Бара в Белград на поезде

На будке аббревиатура от сокращения наименования железных дорог Черногории — Željeznica Crne Gore. А рисунок напоминающий голову какого-то животного, это очертания Черногории. Поезд въезжает на мост Мала Риека.

Из Бара в Белград на поезде

Дорога переходит на другую сторону каньона какой-то небольшой речки и делает петлю.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Можно увидеть дорогу и мост, по которым мы только что проехали.

Из Бара в Белград на поезде

Возвращаемся к реке Морача. Внизу, по противоположному берегу идёт автомобильная дорога в Сербию.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Над горами гаснут последние отблески заката. Выдержки и светочувствительность становятся малопригодными для съёмки, из окна начинает задувать сырой осенней прохладой и приходится его закрыть. Хочется горячего чая или кофе, но титана в вагоне нет и термоса с кипятком тоже. Отправляюсь на разведку к проводнику, он говорит, что чай и кофе есть у его коллеги из соседнего вагона. Соседний вагон — обычный спальный с купе, укомплектованными шестью полками. Кто не торопится спать, общается в коридоре. После некоторых поисков нахожу купе проводника, закамуфлированное среди трёх одинаковых дверей, одна из которых туалет, а другая — умывальник. В третьей обнаруживается приветливый дядька, который на туристическом газовом баллоне с горелкой в турке кипятит мне два стаканчика кофе, попутно решая другие вопросы пассажиров. Квест выполнен. А за окном в сумеречной дымке мелькают причудливые очертания горных пейзажей и полустанки с одинокими смотрителями. Часто поезд надолго ныряет в подземное царство, плутая по горным тоннелям.

Из Бара в Белград на поезде

В населённых пунктах Биело-Поле и Пријепоље проводится пограничный контроль черногорской и сербской стороной, соответственно. Проводится быстро, с улыбкой и без лишних вопросов. В десять часов вечера поезд покидает границу, и дальше мы едем по Сербии, а за окном тёмная осенняя балканская ночь.

Утро встречало нас густым туманом, сквозь который вырисовывались очертания какой-то станции. Атмосферно!

Из Бара в Белград на поезде

Выглянем в коридор. Тут тихо – вагон спит.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Поезд идёт где-то по югу Сербии. Кажется, за ночь он проделал совсем небольшой путь. Но это и к лучшему. Значит, мы не слишком много пропустили за время сна.

Из Бара в Белград на поезде

Светает, и вот уже поднимающееся над горизонтом солнце постепенно разгоняет утреннюю мглу.

Из Бара в Белград на поезде

За окном проплывают разнообразные пейзажи и небольшие станции с неизменным смотрителем.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Станция Раковица на окраине Белграда и встречный поезд. 

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Депо с тремя интересными локомотивами под забором. Меня привлёк их необычный дизайн и происхождение. В социалистических странах старались делать такие вещи с более утилитарным обликом. Оказалось это локомотивы ML2200 личного поезда Тито, построенные в 1956 году западно-германской фирмой Krauss-Maffei. На фото не видно, но стоит их там три штуки и каждый из них, как оказалось, имеет название в честь национальных парков – «Dinara», «Kozara», и «Sutjeska». 
 
После смерти Тито они до 1990 года таскали поезда в Субботицу, а теперь ждут реставрации.

Из Бара в Белград на поезде

Проезжаем чуть дальше и видим вагоны самого «Plavi voz» («Голубой поезд»). В них Тито путешествовал по стране и принимал гостей. Сейчас на этом поезде изредка катают состоятельных туристов в Бар.

Из Бара в Белград на поезде

Помимо поезда Тито на путях просматриваются ещё какие-то старые вагоны, из которых, видимо, иногда делают ретро-поезда. Кстати на сайте сербских железных дорог есть объявления о возможности покататься на ретро-поезде с паровозом во главе, но, к сожалению, расписания и прочих явок и паролей обнаружить не удалось.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Нанотехнологии от сербских железнодорожников.

Из Бара в Белград на поезде

Поезд постепенно подбирается к центру Белграда.

Из Бара в Белград на поезде

Впереди показались перроны вокзала.

Из Бара в Белград на поезде

Железнодорожные граффити.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

А вот уже и знакомые синенькие электрички БГ:воза и белградский вокзал.

Из Бара в Белград на поезде

Из Бара в Белград на поезде

Ну, снова здравствуй, град Београд!

Из Бара в Белград на поезде

До самолёта оставался ещё целый день, настроение было выспавшееся и бодрое, поэтому пошли гулять по городу. Поездка прошла просто идеально, несмотря на отсутствие титана с кипятком. Запасайтесь термосами. Надеюсь, здесь не пойдут по пути РЖД и этот замечательный маршрут не канет в Лету. Желающим повторить можем смело рекомендовать данный способ путешествия из Сербии в Черногорию.
 
 
 
 
Никон Степанов

Нема коментара:

Постави коментар

Само напред...слободно реците шта мислите.

 Моја Лена 2020.године