Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева
Этот московский музей имеет весьма
длинное название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства
имени Андрея Рублёва и находится на территории бывшего Спасо-Андроникова
монастыря.
Монастырь был основан в 1357 году митрополитом Алексием и назван по
имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. На
территории обители сохранилась древнейшая на территории Москвы церковь —
Спасский собор, его возвели в 1420-х годах.
Здесь работал величайший русский иконописец Андрей Рублев, в монастыре он и скончался и был похоронен в 1427 или в 1430 году.
Святые ворота Спасо-Андроникова монастыря.
Древнейшая церковь на территории Москвы — Спасский собор, его возвели
в начале 15 века. Правда в 1959-1960 гг. собор был реконструирован —
кокошники и глава были достроены реставраторами. Есть основания
полагать, что барабан они сделали слишком узким, возможно изначальный
верх собора был более массивным.
Архитектурный ансамбль монастыря — Спасский собор и церковь Архангела Михаила (1691 — 1739 гг.)
Спасский собор расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный, оба они были
иноками Андроникова монастыря, но к сожалению, от их фресок почти ничего
не осталось. Как не осталось ничего от их могил, хотя известно, что оба
живописца были захоронены на территории монастыря.
В 1691 году женой Петра I Евдокией Лопухиной была заложена новая
церковь — Архангела Михаила. Церковь была пристроена к старой трапезной
палате, возведенной еще в 1504 -1506 гг. В итоге получился древнерусский
небоскреб в нарышкинском стиле, правда несколько аскетичный, так как
Лопухина так и не смогла закончить храм, попав в царскую немилость в
1698 году, церковь достроили уже после ее смерти. Сооружение имеет
несколько этажей, первый ярус стал усыпальницей рода Лопухиных, а
церковь помещалась наверху. Сейчас в здании находится постоянная
экспозиция музея.
Трапезная палата Андроникова монастыря (1504-1506 гг.) Вид снаружи,
со стороны реки Яузы. Одно из древнейших подобных сооружений в Москве.
Братский корпус начала 18 века и часть крепостной ограды монастыря.
На фото ниже, остатки некрополя. Первые захоронения на территории
монастыря относятся еще к 14 веку, здесь хоронили воинов погибших на
Куликовом поле.
Когда-то Спасо-Андроников некрополь не уступал кладбищу Донского
монастыря по количеству надгробий и богатству их оформления. Здесь нашли
свое последнее пристанище представители многих русских
аристократических семей — Загряжские, Замятины, Головины, Салтыковы,
Трубецкие, Нарышкины, Строгановы, Волконские, Баратынские, Демидовы и
т.д.
С 17 века Спасо-Андроников монастырь стал фамильной усыпальницей
дворянского рода Лопухиных.Здесь покоятся родители и братья царицы
Евдокии Федоровны, первой супруги Петра I — в общей сложности более 40
человек.
Но в 20 веке, при большевиках, кладбище было уничтожено. Некоторые
остатки надгробий и саркофагов сложены около монастырской стены.
Несколько моих фотографий экспонатов музея.
Богоматерь Одигитрия. Первая треть 16 в. Москва
Спас Вседержитель (фрагмент), древнейшая икона в собрании музея середины 13 века из села Гавшинка, Ярославская область.
Положение во гроб. Около 1497 года, из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Св. Георгий (фрагмент), конец 15 — начало 16 века. Из Пятницкой г. Дмитрова Московской области.
Спас Нерукотворный, московская школа, 2-я пол. 14 в.
Святитель Николай Мирликийский с явлением Богоматери Преп. Сергию Радонежскому (вверху слева) и избранными святыми.
Святые (фрагмент иконы Святитель Николай Мирликийский).
Поклонный крест с распятием Христовым. Белый камень, в общем, русский
хачкар. Конец 15 — начало 16 века. Из села Толмачи Бежецкого района
Тверской области.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов из композиции Распятие Христово. Первая половина 19 века. Дерево.
Мученик сотник Лонгин и апостол Иоанн Богослов из композиции Распятие Христово. Первая половина 19 века. Дерево.
Николай Чудотворец (Можайский). Конец 17 века.
Преподобный Нил Столобенский, 2-я пол. 19 в., Тверская губерния.
Николай Чудотворец. Конец 17 — начало 18 века, Архангельская область.
Великомученица Параскева Пятница. Конец 17 — начало 18 века.
Антоний Великий, фреска (фрагмент), Афон (?), 16 (?) в.
Фреска 1654 г., Троицкий собор Макарьевского монастыря, г. Калязин.
Апостол Петр. Чудов монастырь в Москве 1633- 1634 гг.
Неизвестная святая. Можайск, Лужецкий монастырь.
Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент), 17 в., из Троицкого Макарьева монастыря в г. Калязине.
Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент).
Богоматерь Неопалимая Купина (фрагмент).
Сретение (фрагмент). 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.
Обрезание (фрагмент). 2-я пол. 17 в., Поволжье, из церкви Иоанна Предтечи в Весьегонске Тверской области.
Рождество Богоматери (фрагмент). Первая половина 17 века, Поволжье,
из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области.
Рождество Богоматери (фрагмент).
Рождество Богоматери (фрагмент).
Рождество Богоматери (фрагмент).
Святая Троица.1-я пол. 17 в., мастерская Троице-Сергиева монастыря в
Климентовской слободе, из иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское
Московской области.
Архангел Гавриил (часть триптиха) Святая Троица.1-я пол. 17 в.,
мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе, из
иконостаса Богоявленской церкви с.Семеновское Московской области.
Рождество Богородицы (фрагмент). Конец 16 века, Москва. Из собора Рождества Богородицы в Муроме.
Рождество Богородицы (фрагмент). Конец 16 века, Москва. Из собора Рождества Богородицы в Муроме.
Беседа Преподобного Варлаама и (Будды Гаутамы) царевича индийского Иоасафа. 17 век, Русский Север.
Преподобный Кирилл Белозерский (Александр Свирский?) Середина 16 века, Вологда (?)
Икона в окладе "Богоматерь Семиезерская" (фрагмент), 17 век.
Нема коментара:
Постави коментар
Само напред...слободно реците шта мислите.