понедељак, 10. септембар 2012.

 

Хор Московского Сретенского Монастыря - Любимые песни (2006) Losseless

 


 

 1. Ах ты, степь широкая (русская народная песня)
2. Вот полк пошёл (русская народная песня, солист: Е. Ставинский)
3. Вниз по матушке, по Волге (русская народная песня)
4. Ой, на горi (украинская народная песня)
5. Во кузнице (русская народная песня)
6. Уж как пал туман (русская народная песня, солист: П. Гудков)
7. На горушке, на горе (русская народная песня)
8. Вечерний звон (муз. Ф. Абта, сл. И. Козлова)
9. Утро туманное (муз. Ф. Абта, сл. И. Тургенева, обработка для муж. хора Ф. Степанова)
10. Белой акации гроздья душистые (из к/ф Дни Турбиных, обработка для муж. хора Р. Масленникова, солист: А. Татаринцев)
11. Песня о тревожной молодости (муз. А. Пахмутовой, сл. Л. Ошанина, обработка для муж. хора Р. Масленникова)
12. Враги сожгли родную хату (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, обработка для муж. хора Р. Масленникова, солист: Д. Белосельский)
13. Выйду ночью в поле с конем (муз. И. Матвиенко, сл. А, Шаганова, обработка для муж. хора А. Полторухина)
14. Не для меня придёт весна (старинная казачья песня, обработка для муж. хора А. Амерханова, солист: Е. Либерман)
15. Любо, братцы, любо (казачья песня, обработка для муж. хора А. Амерханова, солист: Д. Белосельский)







Линк :


Мужской хор "Валаам" - За царя, за русь святую! (2001)

 

 

 1. Царь могучий! Гимн русскому царю (Н. Щуровский, обр. И. Ушакова)
2. Споемте песню полковую! Песня 9-го драгунского Казанского полка (Обр. И. Ушакова)
3. По всему Кавказу про нас слава ходит! Русская солдатская песня (Обр. И. Ушакова)
4. Слава вам, герои Севера! Русская солдатская песня (Обр. К. Никитина)
5. Давно, при царе Алексии. Песня 12-го гусарского Ахтырского полка. (Обр. И. Ушакова)
6. Не труба трубит. Русская солдатская песня (Обр. И. Ушакова)
7. Марш лейб-гвардии конной артиллерии. (Обр. К. Никитина)
8. При Павле I был основан. Песня 9-го драгунского Казанского полка (Обр. И. Ушакова)
9. Гибель "Стерегущего". Русская народная песня (Обр. И. Ушакова)
10. Гибель "Варяга". Русская народная песня (Обр. И. Ушакова)
11. Ты помнишь ли, товарищ? Песня 3-го Драгунского Новороссийского полка (Обр. К. Никитина)
12. Слава русскому царю! Песня 57-го пехотного Модлинского полка (Обр. И. Ушакова)
13. За Царя, за Русь Святую! Гимн Московского ополчения 1812 г. (Обр. И. Ушакова)
14. Православный русский воин. Русская солдатская песня (Обр. И. Ушакова)
15. Взвейтесь, соколы, орлами! Русская солдатская песня (Обр. И. Ушакова)
16. Спаси, Господи, люди Твоя. Тропарь, Глас 1-й (Обр. И. Ушакова







 Царь могучий, Царь державный,
Обожаемый отец,
Чести, милости и правды
Величавый образец.

Мы от предков вместе с жизнью
Восприяли в нашу кровь
К Богу, Трону и Отчизне
Беззаветную любовь.

С этим чувством наши деды
Шли бестрепетно на бой
И повсюду гром победы
Разносили за собой!

Так и мы, подобно дедам,
За Тебя подставим грудь.
И орлы Твои к победам
Не забудут славный путь.

Нас не даром враг страшится,
Мы его повергнем в прах.
Недостатка не случится
На Руси в богатырях.

Царь могучий, Царь державный,
Обожаемый отец,
Долги годы жизни славной
Да пошлёт Тебе Творец!





Линк :


Николай Тимченко - Великие Исполнители ХХ Века (2008)

 

 

 Старинные русские романсы:

01. Свидание (П. Булахов — Н. Греков) (3:57)
02. Колокольчики мои, цветики лесные (П. Булахов — А.К. Толстой) (3:01)
03. Полюби, не губи (П. Булахов — слова народные) (1:49)
04. Гори, гори, моя звезда (П. Булахов — В. Чуевский) (2:58)
05. На заре ты ее не буди (А. Варламов — А. Фет) (3:31)
06. Горные вершины (А. Варламов — М. Лермонтов) (3:06)
07. О, не целуй меня (А. Варламов — слова народные) (1:37)
08. Белеет парус одинокий (А. Варламов — М. Лермонтов) (1:58)
09. Ах ты, Волга-матушка (П. Булахов — В. Чуевский) (3:44)
10. Крошка (П. Булахов — А. Фет) (2:26)
11. Улетела пташечка (А. Гурилев — С. Сельский) (2:36)
12. После битвы (А. Гурилев — слова народные) (3:56)
13. Не шуми ты, рожь (А. Гурилев — А. Кольцов) / Н. Тимченко, И. Скобцов (3:07)
14. Песня ямщика (А. Гурилев — К. Бахтурин) (2:39)
15. Только раз (Б. Фомин — П. Герман) (4:11)
16. Пожалей (Н. Бакалейников) (2:53)
17. Бубенцы (Н. Бакалейников — А. Кусиков) (3:44)
18. Ночь светла (М. Шишкин — М. Языков) (3:08)
19. Жалобно стонет (Д. Михайлов — слова народные) (2:50)
20. Ты не спрашивай (В. Пасхалов — А.К. Толстой) (2:44)
21. Ах ты, Волга, Волга-матушка (П. Булахов — В. Чуевский) (3:40)
22. Свидание (П. Булахов — Н. Греков) (3:42)
23. Ах, мороз-морозец (А. Дюбюк — И. Ваненко) (1:57)

Оркестр народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, дирижер В. Федосеев (1-13)
Ансамбль русских народных инструментов под управлением Н. Кузнецова (14)
Инструментальный ансамбль под управлением И. Остроухова (15-23)

Русские народные песни:


01. Что так скучно (Эй вы, ну ли?) (6:55)
02. Как за реченькой слободушка стоит (2:13)
03. Хуторок (2:56)
04. У зари-то, у зореньки (4:53)
05. Ах, деревня от деревни неподалеку стоит (2:40)
06. Коробейники (1:52)
07. Что затуманилась зоренька ясная (5:05)
08. Родина (2:29)
09. Мiсяць на небi (украинская народная песня) (3:36)
10. Песня бобыля (2:33)
11. Разлука (2:21)
12. Соловьем залетным (А. Кольцов) (4:08)
13. Разлука (2:52)
14. Выйду на улицу (2:14)
15. Черный ворон (4:41)
16. Живет моя отрада (М. Шишкин) (1:48)
17. Что ты жадно глядишь на дорогу (Н. Некрасов) (3:35)
18. Вдоль по Питерской (2:25)
19. Соловьем залетным (А. Кольцов) (3:29)
20. Под дугой колокольчик поет (2:11)
21. Что затуманилась, зоренька ясная (3:58)
22. Песня бобыля (А. Кольцов) (2:12)
23. Меж высоких хлебов затерялося (Н. Некрасов) (3:47)
24. Запрягу я тройку борзых (1:48)
25. Что так скучно (Эй вы, ну ли?) (3:52)

На украинском языке (9)
Оркестр народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, дирижер В.Федосеев (1-8)
Государственный русский народный оркестр им. Н. Осипова, дирижер В. Гнутов (10-11)
Инструментальный ансамбль под управлением Р. Мацкевича (12-13)
Ансамбль русских народных инструментов под управлением Н. Кузнецова (14-19)
Инструментальный ансамбль под управлением И. Остроухова (20-25)

Романсы русских композиторов:


01. Желание (М. Глинка — Ф. Романи, пер. М. Глинки) (4:20)
02. Адель (М. Глинка — Н. Кукольник) (2:35)
03. Люблю тебя, милая роза (М. Глинка — И. Самарин) (1:02)
04. Хотел бы в единое слово (П. Чайковский — Л. Мей) (1:43)
05. За окном в тени мелькает (П. Чайковский — Я. Полонский) (1:44)
06. Зачем? (П. Чайковский — Л. Мей) (2:53)
07. Снова, как прежде один (П. Чайковский — Д. Ратгауз) (2:05)
08. "Ни отзыва, ни слова, ни привета..." (П. Чайковский — А. Апухтин) (2:19)
09. Октава (Н. Римский-Корсаков — А. Майков) (2:06)
10. Воздух прозрачный и синий (Л. Книппер — С. Есенин) (4:11)
11. Не ветер, вея с высоты (Н. Римский-Корсаков — А. Толстой) (1:59)
12. Уж ты, нива моя (С. Рахманинов — А. Толстой) (5:16)
13. Подъезжая под Ижоры (Г. Свиридов — А. Пушкин) (2:04)
14. Смоленский рожок (Г. Свиридов — А. Твардовский) (2:20)
15. Северная звезда (М. Глинка — Н. Кукольник) (2:43)

Фортепиано: О. Томина (1-8), К. Виноградов (9)
Оркестр народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, дирижер В. Федосеев (11-14)
Государственный русский народный оркестр им. Н. Осипова, дирижер В. Гнутов (15)

Арии из опер:


01. Ария Ленского из оперы "Евгений Онегин" (П. Чайковский — текст композитора и
К. Шиловского по одноименному произведению А.С. Пушкина) (6:27)
02. Речитатив и ария князя Синодала из оперы "Демон" (А. Рубинштейн — текст
П. Висковатова по одноименному произведению М. Лермонтова) (5:34)
03. Ария Рудольфа из 1-го действия оперы "Богема" (Дж. Пуччини — Дж. Джакоза,
Л. Иллике) (4:16)
04. Романс Неморино ("Una furtiva laсrima…") из оперы "Любовный напиток"
(Г. Доницетти — Ф. Романи) (4:07)
05. Сцена и ария Герцога из 3-го акта оперы "Риголетто" (Дж. Верди — Ф. Пиаве) (5:19)
06. Песенка Герцога из 4-го действия оперы "Риголетто" (Дж. Верди — Ф. Пиаве) (2:11)
07. Плач Федерико из 2-го действия оперы "Арлезианка" (Фр. Чилеа по одноименной драме А. Доде) (4:30)
08. Серенада Арлекино из оперы "Паяцы" (Р. Леонкавалло — слова композитора) (1:48)
09. Песня Алеши Поповича ("Расцветали в поле цветики...") из оперы "Добрыня Никитич" (А. Гречанинов — слова композитора) (2:39)
10. Дуэт Христины и Станислава из оперетты "Продавец птиц" (К. Целлер — М. Вест, Л. Хельд, русский текст С. Ценина) / Н. Тимченко, Г. Вишневская (5:25)

На итальянском языке (4-7)
Оркестр ГАБТ СССР, дирижер М. Эрмлер (1-8)
Государственный русский народный оркестр им. Н.Осипова, дирижер В. Гнутов (9)
Эстрадный оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижер Г.Столяров (10)

Неаполитанские песни:


01. Римская гитара (Эльдо ди Лаззаро — К.Бруно ди Лаззаро) (3:24)
02. Дорога надежды (Д. Джиоффи — рус. текст В. Крылова) (3:29)
03. Нет, разлюбила ты (Эрнесто де Куртис — рус. текст М. Александровича) (2:53)
04. Ночные голоса (Эрнесто де Куртис — рус. текст В.Крылова) (4:11)
05. Черные глаза (криолья-болеро) (Артуро Гера — рус. текст П.Грушко) (3:11)

На итальянском языке (1)
Ансамбль электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, дирижер В.Мещерин.

Песни советских композиторов:


01. Письмо матери (В. Липатов — С. Есенин) (5:36)
02. Клен ты мой опавший (музыка народная — С. Есенин) (3:54)
03. Над окошком месяц (музыка народная — С. Есенин) (2:51)
04. Мчатся сани (музыка народная — С. Есенин) (2:06)
05. Сыпь тальянка (М. Славин — С. Есенин) (3:07)
06. Королева (музыка народная — С. Есенин) (3:35)
07. Романсеро, из цикла "Три мавританские мелодии" (М. Ипполитов-Иванов — перевод с испанского В. Боткина) (1:34)
08. Песня о Москве, из к/ф "Свинарка и пастух" (Т. Хренников — В. Гусев) (3:12)
09. Песенка о дружбе (М. Блантер — Я. Хелемский) (3:29)
10. Два цвета (А. Билаш — Д. Павлычко) (2:56)
11. В землянке (К. Листов — А. Сурков) (2:56)
12. В землянке (К. Листов — А. Сурков) (3:01)

На украинском языке (10)
Ансамбль русских народных инструментов п/у А. Цадиковского (1-6)
Оркестр народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, дирижер В. Федосеев (7, 11)
Эстрадный оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижер В. Кнушевицкий (8)
Большой хор и Эстрадный оркестр Всесоюзного радио и телевидения, дирижер
В. Кнушевицкий (9)
Ансамбль электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио и телевидения, дирижер В. Мещерин (10)
Дуэт баянистов: А. Шалаев, Н. Крылов (12)










Линк :

недеља, 9. септембар 2012.


Песни села Купино (1980)

 

 

 

 Коляда-Краселка, колядка (0.58)
Три свадебные песни:
Свашенька-гоголушка (1.08)
Дубровушка зеленая (2.16)
Чей-то конь по улице играет, плясовая (2.16)
Три свадебные песни:
Киньтеся, бояре, в новые торги (1.08)
Дружко-богатина (1.02)
Ясно солнышко (2.16)
Донная наша речушка, плясовая (1.45)

 

 Народные исполнители из села Купино Шебекенского района Белгородской области представляют одну из южнорусских фольклорных традиций, близкую по складу к песенной культуре курского края.

Первые упоминания о селе Купино в писцовых книгах относятся к середине XVII века. То было время освоения земель, лежавших пустынными еще со времен татарских нашествий. На юг России хлынул поток переселенцев с севера, строились оборонительные сооружения, города-крепости Белгородской засечной черты. Тогда, в числе других, возникло и село Купино — среди дубрав, зеленых и белых меловых гор, на берегу светлой речки Корочи. Первые жители села были одновременно воинами и землепашцами. Очень многое об их жизни, обычаях, эстетических представлениях, мировоззрении рассказывают нам песни, которые до сих пор звучат на Белгородской земле.

В селе Купино не только в памяти, но и в сегодняшнем музыкальном быту сохранились песни, связанные с календарными земледельческими обрядами. Одна из них, «Коляда-краселка», записана на этой пластинке. С этой песней обходят дворы во время зимних святок, величают хозяев, желают им хорошего урожая.

Приход весны, разлив рек в Купино отмечали карагодами. Гигантские круги, в которых собирались все женщины села, медленно двигались «по солнцу». Одна из песен, «игравшихся» в весенних карагодах — «Воля-волюшка»— отличается звонким, напряженным тембром, протяженным напевом, сложной ритмикой и требует высокого исполнительского мастерства.

Зимние карагоды, в отличие от весенних, — это быстрая зажигательная пляска по кругу, чеканный ритм которой подчеркивается хлопками, возгласами — «иханьем», а иногда и свистом («Донная наша речушка» ).

Свадебные песни села Купино многочисленны и разнообразны, они сопровождают все моменты развернутой свадебной игры. Замечательны поэтические тексты свадебных песен. Очень масштабные, они поражают яркостью и образностью, трогательной чистотой. Невеста в них сравнивается с зеленой дубровушкой, листву которой развеяли «буйные ветры с чистого поля, лед-морозы с синего моря» («Зеленая дубровушка», исполняющаяся «в вечере» накануне свадьбы). Две песни — «Свашенька-гоголушка» и «Киньтеся, бояре, в новые торги» — сопровождают центральный эпизод свадьбы — «повивание», когда на невесту надевают женский головной убор—«сороку», и с этого момента она считается замужней женщиной.

Ансамбль села Купино (в его составе 7 человек, средний возраст 60 лет) впервые выступил на сцене в ноябре 1979 года на музыкально-этнографическом концерте, организованном Комиссией музыковедения и фольклора Союза композиторов РСФСР. «Ядро» коллектива составляют сестры П. Енина и Е. Бочарникова и их подруга М. Нехаева. Эти певицы — замечательные знатоки и хранители местной песенной традиции, они в совершенстве владеют мастерством запева.

Пластинка с записью фольклорного ансамбля села Купино, без сомнения, найдет отклик у любителей и знатоков русской народной песни.




Линк :

Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!

 

 

 Лев Николаевич принадлежит к богатому и знатному роду, занимавшему выдающееся положение уже во времена Петра I. Его прадеду, графу Петру Андреевичу Толстому, выпала печальная роль в истории царевича Алексея. Черты правнука Петра Андреевича, Ильи Андреевича, даны в «Войне и мире» добродушнейшему, непрактичному старому графу Ростову. Сын Ильи Андреевича, Николай Ильич Толстой (1794—1837), был отцом Льва Николаевича. Некоторыми свойствами характера и фактами биографии он был похож на отца Николеньки в «Детстве» и «Отрочестве» и отчасти на Николая Ростова в «Войне и мире».



 Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!
Лев Толстой в Ясной Поляне (1908).


ед Толстого по матери, екатерининский генерал, послужил прототипом сурового ригориста — старого князя Болконского в «Войне и мире». Лучшие черты своего нравственного закала Лев Николаевич несомненно заимствовал от Волконских. Мать Льва Николаевича, похожа на изображённую в «Войне и мире» княжну Марью, владела замечательным даром рассказа, для чего при своей перешедшей к сыну застенчивости должна была запираться с собиравшимися около неё в большом числе слушателями в тёмной комнате. Кроме Волконских, Толстой состоит в близком родстве с целым рядом других аристократических родов — князьями Горчаковыми, Трубецкими и другими.



 Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!
Л. Н. Толстой в юности, зрелости, старости

Лев Николаевич родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне. У Толстого к тому времени уже было три старших брата — Николай (1823—1860), Сергей (1826—1904) и Дмитрий (1827—1856). В 1830 году родилась сестра Мария (1830—1912). Толстому не было и двух лет, когда умерла его мать. Многих вводит в заблуждение то, что в «Детстве» мать Иртеньева умирает, когда мальчику уже лет 10—12 и он вполне сознательно относится к окружающему, но на самом деле мать изображена здесь Толстым по рассказам других.
Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница, Т. А. Ергольская (некоторые её черты переданы Соне из «Войны и мира»). В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставив дела в довольно расстроенном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Т. А. Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня Остен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше — сестре отца П. И. Юшковой. Этим заканчивается первый период жизни Толстого, с большою точностью в передаче мыслей и впечатлений и лишь с лёгким изменением внешних подробностей описанный им в «Детстве».


 Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!
Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

Дом Юшковых, несколько провинциального пошиба, но типично светский, принадлежал к числу самых весёлых в Казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск. «Добрая тётушка моя, — рассказывает Толстой, — чистейшее существо, всегда говорила, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтобы я имел связь с замужнею женщиною: rien ne forme un jeune homme comme une liaison avec une femme comme il faut» («Исповедь»).
 
Образование

В 15 лет, в 1843 году, Толстой вслед за братом Дмитрием поступил в число студентов Казанского университета, одного из лидирующих университетов того времени, где профессорствовали на математическом факультете знаменитый Лобачевский, а на Восточном Ковалевский. До 1847 года он готовился здесь к поступлению на единственный в России того времени Восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности. На вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку».
Из-за конфликта его домашних с преподавателем российской истории и немецкого, неким Ивановым, Лев Толстой по результатам года имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. Во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской истории и немецкому продолжались. На последнем был выдающийся учёный-цивилист Мейер; Толстой одно время очень заинтересовался его лекциями и даже взял себе специальную тему для разработки — сравнение «Esprit des lois» Монтескьё и Екатерининского «Наказа». Из этого, однако, ничего не вышло. На юридическом факультете Лев Толстой пробыл менее двух лет: «всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет Толстая в своих «Материалах к биографии Л. Н. Толстого».


 Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!

Именно в это время, находясь в казанском госпитале, Толстой начинает вести дневник, где, подражая Франклину, ставит себе цели и правила по самосовершенствованию и отмечает успехи и неудачи в выполнении этих заданий, анализирует свои недостатки и ход мыслей и мотивы своих поступков. В 1904 г. Толстой вспоминал: «…я первый год … ничего не делал. На второй год я стал заниматься. .. там был профессор Мейер, который … дал мне работу — сравнение „Наказа“ Екатерины с „Esprit des lois“ Монтескье. … меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать Монтескье, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать Руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься». Так и не завершив университетского курса, впоследствии Толстой приобрёл огромные познания путём самообразования, используя в том числе и навыки работы с литературой, полученные в университете.
Начало литературной деятельности
Бросив университет, Толстой с весны 1847 года поселяется в Ясной Поляне. Что он там делал, отчасти видно из «Утра помещика»: здесь описаны попытки Толстого наладить по новому отношения с крестьянами.
Попытка Толстого стать благодетелем своих мужиков замечательна как иллюстрация того, что барская филантропия не способна оздоровить крепостной быт, и как страница из истории порывов Толстого. Он стоит вне связи с демократическими течениями второй половины 1840-х годов, совершенно не коснувшимися Толстого.
Он весьма мало следил за журналистикой; хотя его попытка чем-нибудь сгладить вину барства перед народом относится к тому же году, когда появились «Антон Горемыка» Григоровича и начало «Записок охотника» Тургенева, но это простая случайность. Если и были тут литературные влияния, то гораздо более старого происхождения: Толстой очень увлекался Руссо, ненавистником цивилизации и проповедником возвращения к первобытной простоте.
Однако это лишь небольшая часть занятий. В своём дневнике Толстой ставит себе огромное количество целей и правил. Удаётся следовать лишь небольшому числу их. Среди удавшихся — серьёзные занятия английским языком, музыкой, юриспруденцией. Кроме того, ни в дневнике, ни в письмах не отразилось начало занятия Толстым педагогикой и благотворительностью — в 1849 впервые открывает школу для крестьянских детей. Основным преподавателем был Фока Демидыч, крепостной, но и сам Л. Н. часто проводил занятия.
Мужики, однако, не всецело захватили Толстого: он скоро уехал в Петербург и весной 1848 года начал держать экзамен на кандидата прав. Два экзамена, из уголовного права и уголовного судопроизводства, он сдал благополучно, затем это ему надоело, и он уехал в деревню.


 Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!

Позднее он наезжал в Москву, где часто поддавался унаследованной страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежные дела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он недурно играл на рояле и очень любил классических композиторов). Преувеличенное по отношению к большинству людей описание того действия, которое производит «страстная» музыка, автор «Крейцеровой сонаты» почерпнул из ощущений, возбуждаемых миром звуков в его собственной душе.
Зимой 1850-51 гг. начал писать «Детство». В марте 1851 года. Толстой написал «Историю вчерашнего дня».
Так прошло после оставления университета 4 года, когда в Ясную Поляну приехал служивший на Кавказе брат Толстого, Николай, и стал его звать туда. Толстой долго не сдавался на зов брата, пока крупный проигрыш в Москве не помог решению. Чтобы расплатиться, надо было сократить свои расходы до минимума — и весной 1851 года Толстой торопливо уехал из Москвы на Кавказ, сначала без всякой определённой цели. Вскоре он решил поступить на военную службу, но явились препятствия в виде отсутствия нужных бумаг, которые трудно было добыть, и Толстой прожил около 5 месяцев в полном уединении в Пятигорске, в простой избе. Значительную часть времени он проводил на охоте, в обществе казака Епишки, фигурирующего в «Казаках» под именем Ерошки.
Осенью 1851 года Толстой, сдав в Тифлисе экзамен, поступил юнкером в 4-ую батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове, на берегу Терека, под Кизляром. С лёгким изменением подробностей она во всей своей полудикой оригинальности изображена в «Казаках». Те же «Казаки» дадут нам и картину внутренней жизни бежавшего из столичного омута Толстого, если мы подставим фамилию «Толстой» вместо фамилии Оленина. Настроения, которые переживал Толстой-Оленин, двойственного характера: тут и глубокая потребность стряхнуть с себя пыль и копоть цивилизации и жить на освежающем, ясном лоне природы, вне пустых условностей городского и в особенности великосветского быта, тут и желание залечить раны самолюбия, вынесенные из погони за успехом в этом «пустом» быту, тут и тяжкое сознание проступков против строгих требований истинной морали.
В глухой станице Толстой обрёл лучшую часть самого себя: он стал писать и в 1852 году отослал в редакцию «Современника» первую часть будущей трилогии: «Детство».
Как всё в Толстом сильно и оригинально, так необычайно и первоклассно начало его литературной деятельности. Сравнительно позднее начало увенчавшегося такою небывалой удачей поприща очень характерно для Толстого: он никогда не был профессиональным литератором, понимая профессиональность не в смысле профессии, дающей средства к жизни, а в менее узком смысле преобладания литературных интересов. Чисто литературные интересы всегда стояли у Толстого на втором плане: он писал, когда хотелось писать и вполне назревала потребность высказаться, а в обычное время он светский человек, офицер, помещик, педагог, мировой посредник, проповедник, учитель жизни и т. д. Он никогда не нуждался в обществе литераторов, никогда не принимал близко к сердцу интересы литературных партий, далеко не охотно беседует о литературе, всегда предпочитая разговоры о вопросах веры, морали, общественных отношений. Ни одно произведение его, говоря словами Тургенева, не «воняет литературою», то есть не вышло из книжных настроений, из литературной замкнутости.

Военная карьера

Получив рукопись «Детства», редактор «Современника» Некрасов сразу распознал её литературную ценность и написал автору любезное письмо, подействовавшее на него очень ободряющим образом. Он принимается за продолжение трилогии, а в голове его роятся планы «Утра помещика», «Набега», «Казаков». Напечатанное в «Современнике» 1852 г «Детство», подписанное скромными инициалами Л. Н. Т., имело чрезвычайный успех; автора сразу стали причислять к корифеям молодой литературной школы наряду с пользовавшимися уже тогда громкой литературною известностью Тургеневым, Гончаровым, Григоровичем, Островским. Критика — Аполлон Григорьев, Анненков, Дружинин, Чернышевский — оценила и глубину психологического анализа, и серьёзность авторских намерений, и яркую выпуклость реализма при всей правдивости ярко схваченных подробностей действительной жизни чуждого какой бы то ни было вульгарности.
На Кавказе скоро произведённый в офицеры Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках и подвергаясь всем опасностями боевой кавказской жизни. Он имел права и притязания на Георгиевский крест, но не получил его, чем, видимо, был огорчён. Когда в конце 1853 г вспыхнула Крымская война, Толстой перевёлся в Дунайскую армию, участвовал в сражении при Ольтенице и в осаде Силистрии, а с ноября 1854 г по конец августа 1855 г был в Севастополе.
Все ужасы, лишения и страдания, выпавшие на долю геройских его защитников, перенёс и Толстой. Он долго жил на страшном 4-м бастионе, командовал батареей в сражении при Чёрной, был при адской бомбардировке во время штурма Малахова Кургана. Несмотря на все ужасы осады, к которым он скоро привык, как и все прочие эпически-храбрые севастопольцы, Толстой написал в это время боевой рассказ из кавказской жизни «Рубка леса» и первый из трёх «Севастопольских рассказов» «Севастополь в декабре 1854 г.». Этот последний рассказ он отправил в «Современник». Тотчас же напечатанный, рассказ был с жадностью прочитан всею Россией и произвёл потрясающее впечатление картиною ужасов, выпавших на долю защитников Севастополя. Рассказ был замечен императором Николаем; он велел беречь даровитого офицера, что, однако, было неисполнимо для Толстого, не хотевшего перейти в разряд ненавидимых им «штабных».
Стела в память участника обороны Севастополя 1854—1855 гг. Л. Н. Толстого у четвёртого бастиона
За оборону Севастополя Толстой был награждён орденом Св. Анны с надписью «За храбрость» и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853—1856 гг.». Окружённый блеском известности и, пользуясь репутацией очень храброго офицера, Толстой имел все шансы на карьеру, но сам себе «испортил» её. Едва ли не единственный раз в жизни (если не считать сделанного для детей «Соединения разных вариантов былин в одну» в его педагогических сочинениях) он побаловался стихами: написал сатирическую песенку, на манер солдатских, по поводу несчастного дела 4 (16) августа 1855 года, когда генерал Реад, неправильно поняв приказание главнокомандующего, неблагоразумно атаковал Федюхинские высоты. Песенка (Как четвёртого числа, нас нелёгкая несла гору забирать и т. д.), задевавшая целый ряд важных генералов, имела огромный успех и, конечно, повредила автору. Тотчас после штурма 27 августа (8 сентября) Толстой был послан курьером в Петербург, где написал «Севастополь в мае 1855 г.» и «Севастополь в августе 1855 г.».
«Севастопольские рассказы», окончательно укрепившие известность Толстого как одной из главных «надежд» нового литературного поколения, до известной степени являются первым эскизом того огромного полотна, которое 10—12 лет спустя Толстой с таким гениальным мастерством развернул в «Войне и мире». Первый в русской, да и едва ли не во всемирной литературе, Толстой занялся трезвым анализом боевой жизни, первый отнёсся к ней без всякой экзальтации. Он низвёл воинскую доблесть с пьедестала сплошного «геройства», но вместе с тем возвеличил её как никто. Он показал, что храбрец данного момента за минуту до того и минуту спустя такой же человек, как и все: хороший — если он всегда такой, мелочный, завистливый, нечестный — если он был таким, пока обстоятельства не потребовали от него геройства. Разрушая представление воинской доблести в стиле Марлинского, Толстой ярко выставил на вид величие геройства простого, ни во что не драпирующегося, но лезущего вперёд, делающего только то, что надо: если надо — так прятаться, если надо — так умирать. Бесконечно полюбил за это Толстой под Севастополем простого солдата и в его лице весь вообще русский народ.

Путешествия по Европе

Шумной и весёлой жизнью зажил Толстой в Петербурге, где его встретили с распростёртыми объятиями и в великосветских салонах, и в литературных кружках. Особенно близко сошёлся он с Тургеневым, с которым одно время жил на одной квартире. Тургенев ввёл Толстого в кружок «Современника» и других литературных корифеев: он стал в приятельских отношених с Некрасовым, Гончаровым, Панаевым, Григоровичем, Дружининым, Соллогубом.
«После севастопольских лишений столичная жизнь имела двойную прелесть для богатого, жизнерадостного, впечатлительного и общительного молодого человека. На попойки и карты, кутежи с цыганами у Толстого уходили целые дни и даже ночи» (Левенфельд).
Весёлая жизнь не замедлила оставить горький осадок в душе Толстого тем более, что у него начался сильный разлад с близким ему кружком писателей. Он и тогда понимал, «что такое святость», и потому никак не хотел удовлетвориться, как некоторые его приятели, тем, что он «чудесный художник», не мог признать литературную деятельность чем-то особенно возвышенным, чем-то таким, что освобождает человека от необходимости стремиться к самоусовершенствованию и посвящать себя всецело благу ближнего. На этой почве возникали ожесточённые споры, осложнявшиеся тем, что всегда правдивый и потому часто резкий Толстой не стеснялся отмечать в своих приятелях черты неискренности и аффектации. В результате «люди ему опротивели и сам он себе опротивел» — и в начале 1857 года Толстой без всякого сожаления оставил Петербург и отправился за границу.
За границей его интересовали только народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и теоретически, и практически, и путём бесед со специалистами. Из выдающихся людей Германии его больше всех заинтересовал Ауэрбах, как автор посвящённых народному быту «Шварцвальдских рассказов» и издатель народных календарей. Гордый и замкнутый, никогда первый не искавший знакомства, для Ауэрбаха Толстой сделал исключение, сделал ему визит и постарался с ним сблизиться. Во время пребывания в Брюсселе Толстой познакомился с Прудоном и Лелевелем.
Глубоко серьёзному настроению Толстого во время второго путешествия по югу Франции содействовало ещё то, что на его руках умер от туберкулёза его любимый брат Николай. Смерть брата произвела на Толстого огромное впечатление.


 Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!

Педагогические деятельность

Вернулся Толстой в Россию тотчас по освобождении крестьян и стал мировым посредником. Сделано это было всего менее под влиянием демократических течений шестидесятых годов. В то время смотрели на народ как на младшего брата, которого надо поднять на себя; Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.
Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных. В эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкою педагогией Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе; единственный метод преподавания и воспитания, который он признавал, был тот, что никакого метода не надо. Всё в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.


 Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!


С 1862 года Толстой стал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся опять-таки он сам. Сверх статей теоретических, Толстой написал также ряд рассказов, басен и переложений. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений. Запрятанные в очень мало распространённый специальный журнал, они в своё время остались мало замеченными. На социологическую основу идей Толстого об образовании, на то, что Толстой в образованности, науке, искусстве и успехах техники видел только облегчённые и усовершенствованные способы эксплуатации народа высшими классами, никто не обратил внимания. Мало того: из нападок Толстого на европейскую образованность и на излюбленное в то время понятие о «прогрессе» многие не на шутку вывели заключение, что Толстой — «консерватор».
Около 15 лет длилось это курьёзное недоразумение, сближавшее с Толстым такого, например, органически противоположного ему писателя, как Н. Н. Страхов. Только в 1875 году Н. К. Михайловский в статье «Десница и шуйца графа Толстого», поражающей блеском анализа и предугадыванием дальнейшей деятельности Толстого, обрисовал духовный облик оригинальнейшего из русских писателей в настоящем свете. Малое внимание, которое было уделено педагогическим статьям Толстого, объясняется отчасти тем, что им вообще мало тогда занимались.
А между тем, материал для критики Толстой давал и до появления «Войны и мира» первостепенный. В «Современнике» появилась «Метель» — настоящий художественный перл по способности заинтересовать читателя рассказом о том, как некто ездил в метель с одной почтовой станции на другую. Содержания, фабулы нет вовсе, но с удивительной яркостью изображены все мелочи действительности, и воспроизведено настроение действующих лиц. «Два гусара» дают чрезвычайно колоритную картинку былого и написаны с тою свободою отношения к сюжету, которая присуща только большим талантам. Легко было впасть в идеализацию прежнего гусарства при том обаянии, которое свойственно старшему Ильину, — но Толстой снабдил лихого гусара именно тем количеством теневых сторон, которые бывают в действительности и у обаятельных людей, — и эпический оттенок стёрт, осталась реальная правда. Эта же свобода отношения составляет главное достоинство рассказа «Утро помещика».
К числу повестей и очерков, написанных Толстым в конце 1850-х гг., относятся ещё упомянутый выше «Люцерн» и превосходные параллели: «Три смерти», где изнеженности барства и цепкой его привязанности к жизни противопоставлены простота и спокойствие, с которою умирают крестьяне. Параллели заканчиваются смертью дерева, описанною с тем пантеистическим проникновением в сущность мирового процесса, которое и здесь, и позже так великолепно удаётся Толстому. Это умение Толстого обобщать жизнь человека, животных и «неодушевлённой природы» в одно понятие о жизни вообще получило своё высшее художественное выражение в «Истории лошади» («Холстомер»), напечатанной только в 1870-х годах, но написанной в 1860 г. Особенно потрясающее впечатление производит заключительная сцена: исполненная нежности и заботы о своих волчатах волчица рвёт куски мяса от брошенного живодёрами тела некогда знаменитого, а потом зарезанного за старостью и негодностью скакуна Холстомера, пережёвывает эти куски, затем выхаркивает их и таким образом кормит волчат. Здесь уже подготовлен радостный пантеизм Платона Каратаева (из «Войны и мира»), который так глубоко убеждён, что жизнь есть круговорот, что смерть и несчастья одного сменяются полнотою жизни и радостью для другого и что в этом-то и состоит мировой порядок, от века неизменный.


 Лев Николаевич Толстой. Дню рождения посвящается!

Семья

В конце 1850-х Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844—1919), дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. Ему казалось, что разница эта очень велика, что увенчайся даже его любовь взаимностью, брак был бы несчастлив и рано или поздно молодая женщина полюбила бы другого, тоже молодого и не «отжившего» человека. Исходя из волновавшего его личного мотива, он пишет свой первый роман, «Семейное счастье», в котором сюжет развивается именно по этому пути.
Однако отношения Толстого с женой не были безоблачными. Между ними часто возникали ссоры, в том числе в связи с образом жизни, который Толстой избрал для себя.

Последние годы жизни Льва Толстого

Мучаясь своей принадлежностью к высшему обществу, возможностью жить лучше, чем рядом находившиеся крестьяне, Толстой в октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрёкшись от «круга богатых и учёных». Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека. По дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умер. 10 (23) ноября 1910 года писателя похоронили в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.
В январе 1913 года было опубликовано письмо графини Софьи Толстой от 22 декабря 1912 года, в котором она подтверждает известия в печати о том, что на могиле её супруга было совершено его отпевание неким священником (она опровергает слухи о том, что он был ненастоящим) в её присутствии. В частности графиня писала: «Заявляю ещё, что Лев Николаевич ни разу перед смертью не выразил желания не быть отпетым, а раньше писал в своём дневнике 1895 г., как бы завещание: „Если можно, то (хоронить) без священников и отпевания. Но если это будет неприятно тем, кто будет хоронить, то пускай хоронят, как обыкновенно, но как можно подешевле и попроще“.»


Список произведений
- Carthago Delenda Est (Карфаген должен быть разрушен)
— Акула
— Алеша Горшок
— Альберт
— Анна Каренина
— Апостол Иоанн и разбойник
— Архангел Гавриил
— Ассирийский царь Асархадон
— Бедные люди
— Белка и волк
— Бессмысленные мечтания
— Благо Любви
— Благодарная почва
— Богу или мамоне
— Божеское и человеческое
— Большая Медведица (Ковш)
— Большая печка
— Булька (Рассказы офицера)
— В чем моя вера
— Вариант конца повести 'Дьявол'
— Верьте себе
— Воззвание
— Волга и Вазуза
— Волк
— Волк и кобыла
— Воробей
— Воров сын
— Воскресение
— Воспитание и образование
— Воспоминания (только fb2)
— Воспоминания о суде над солдатом
— Вражье лепко, а божье крепко
— Время пришло
— Вторая русская книга для чтения
— Где любовь, там и бог
— Главный закон
— Глупый мужик
— Голод или не голод
— Греческий учитель Сократ
— Два брата и золото
— Два гусара
— Два письма к М Ганди
— Два старика
— Две различные версии истории улья с лубочной крышкой
— Девочка и разбойники
— Девчонки умнее стариков
— Декабристы
— Дорого стоит
— Дурак и нож
— Дьявол
— Дяденька Жданов и кавалер Чернов
— Ёж и заяц
— Житие и страдание мученика Юстина Философа
— Журавль и аист
— За что
— Зайцы и лягушки
— Закон насилия и закон любви
— Записки маркера
— Записки сумасшедшего
— Записки христианина
— Зерно с куриное яйцо
— Из завещания мексиканского царя
— Из записок князя Д Нехлюдова, Люцерн
— Из кавказских воспоминаний (Разжалованный)
— Избушка и дворец
— Ильяс
— Исповедь
— Исследование догматического богослова
— К Духовенству
— Кавказский пленник
— Казаки
— Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было
— Как умирают русские солдаты (только fb2)
— Как чертенок краюшку выкупал
— Как читать евангелие и в чем его сущность
— Камни
— Карма
— Кающийся грешник
— Китайскому народу от христианина
— Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят
— Конь и кобыла
— Корней Васильев
— Корова
— Крейцерова соната
— Крестник
— Кто прав
— Летучая мышь
— Лисица и журавль
— Любите друг друга
— Мать
— Метель
— Много ли человеку земли нужно
— Молитва
— Мудрая девица
— Мыши
— Мышь полевая и мышь городская
— Набег (Рассказ волонтера)
— Награда
— Не играй с огнем — обожжешься (Идиллия) (только fb2)
— Не могу молчать
— Не могу молчать (1-я редакция)
— Не убий
— Не убий никого
— Неверующий
— Неделание
— Нечаянно
— Николай Палкин
— О безумии
— О веротерпимости
— О Гоголе
— О голоде
— О жизни
— О людях больших и маленьких
— О методах обучения грамоте
— О народном образовании
— О науке (Ответ крестьянину)
— О переписи в Москве
— О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии
— О самарском голоде
— О Шекспире и о драме
— Об искусстве
— Окончание малороссийской легенды 'Сорок лет', изданной Костомаровым в 1881 году
— Оно заработки хорошо, да и грех бывает от того (Идиллия) (только fb2)
— Определение Святейшего Синода от 20-22 февраля 1901 года
— Ответ на определение Синода от 20 — 22 февраля и на полученные мной по этому случаю письма
— Отец и сыновья
— Отец Сергий
— Отец Сергий (варианты)
— Отрывки из статьи 'Неизбежный переворот'
— Отрывки из статьи 'Царство божие внутри Вас'
— Отрывки рассказов из деревенской жизни (только fb2)
— Охота пуще неволи (Рассказ охотника)
— Первая русская книга для чтения
— Первая ступень
— Переписка
— Песни на деревне
— Песня про сражение на реке Черной
— Письмо революционеру
— По поводу заключения В А Молочникова
— По поводу конгресса о мире
— Поликушка
— Пора опомниться!
— После бала
— Послесловие к книге Е И Попова 'Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина, 1866-1894'
— Послесловие к рассказу Чехова 'Душечка'
— Почему христианские народы вообще и в особенности русский находятся теперь в бедственном положении
— Предисловие к 'Крестьянским рассказам' С Т Семенова
— Предисловие к сочинениям Гюи Де Мопассана
— Предисловье к статье Эдуарда Карпентера 'Современная наука'
— Приближение конца
— Прогресс и определение образования
— Проезжий и крестьянин
— Прыжок
— Путь жизни
— Пчёлы и трутни
— Работник Емельян и пустой барабан
— Рабство нашего времени
— Разговор о науке
— Разговор с прохожим
— Разрушение ада и восстановление его
— Религия и нравственность
— Речь в обществе любителей российской словесности
— Ровное наследство
— Рубка леса. (Рассказ юнкера)
— Свечка
— Севастополь в августе 1855 года (Севастопольские рассказы — 2)
— Севастополь в декабре месяце (Севастопольские рассказы — 1)
— Севастополь в мае (Севастопольские рассказы — 3)
— Севастопольские рассказы
— Семейное счастие
— Сила детства
— Сказка об Иване-дураке и его двух братьях
— Сказки
— Смерть Ивана Ильича
— Собака и её тень
— Сон молодого царя
— Студенческое движение 1899 года
— Стыдно
— Суратская кофейная
— Так что же нам делать
— Телёнок на льду
— Тетерев и лиса
— Течение воды
— Тихон и Маланья (только fb2)
— Третья русская книга для чтения
— Три вопроса
— Три вора
— Три дня в деревне
— Три медведя
— Три притчи
— Три смерти
— Три старца
— Три сына
— Труд, смерть и болезнь
— Удивительные существа
— Уж
— Упрямая лошадь
— Упустишь огонь — не потушишь
— Утро помещика
— Учение Христа, изложенное для детей
— Фальшивый купон
— Федотка
— Филипок
— Франсуаза
— Хаджи-Мурат
— Ходите в свете, пока есть свет
— Ходынка
— Хозяин и работник
— Холстмер (История лошади)
— Христианское учение
— Христианство и патриотизм
— Царство Божие внутри вас
— Царю и его помощникам
— Часовщик
— Чем люди живы
— Четвертая русская книга для чтения
— Что такое искусство (только fb2)
— Что такое религия и в чем сущность ее
— Что я видел во сне
— Шакалы и слон
— Шат и Дон
— Это ты
— Ягоды
— Ястреб и голуби
— Два брата
— Косточка
— Живой труп
— Зараженное семейство
— Плоды просвещения
— Декабристы (Из неоконченного)
— Дневники (только fb2)
— Дневники и дневниковые записи (1881-1887)
— Дневники и записные книжки (1909)
— Доклад, приготовленный для конгресса о мире в Стокгольме
— Интервью и беседы с Львом Толстым
— Неужели это так надо?
— Публицистика
— Суеверие государства
— Соединение и перевод четырех Евангелий
— Царство божие внутри вас…
Война и мир
— 1. Война и мир. Том 1
— 2. Война и мир. Том 2
— 3. Война и мир. Том 3
— 4. Война и мир. Том 4
Детство. Отрочество. Юность
— 1. Детство
— 2. Отрочество
— 3. Юность
Собрание сочинений в двадцати двух томах
— 1. Том 1. Детство, Отрочество, Юность
— 2. Том 2. Произведения 1852-1856 гг
— 3. Том 3. Произведения 1857-1863 гг
— 4. Том 4. Война и мир
— 5. Том 5. Война и мир
— 6. Том 6. Война и мир
— 7. Том 7. Война и мир
— 8. Том 8. Анна Каренина
— 9. Том 9. Анна Каренина
— 10. Том 10. Произведения 1872-1886 гг
— 11. Том 11. Драматические произведения 1864-1910 гг
— 12. Том 12. Произведения 1885-1902 гг
— 13. Том 13. Воскресение
— 14. Том 14. Произведения 1903-1910 гг
— 15. Том 15. Статьи о литературе и искусстве
— 16. Том 16. Избранные публицистические статьи
— 17. Том 17. Избранные публицистические статьи
— 18. Том 18. Избранные письма 1842-1881
— 19. Том 19. Избранные письма 1882-1899
— 20. Том 20. Избранные письма 1900-1910
— 21. Том 21. Избранные дневники 1847-1894
— 22. Том 22. Избранные дневники 1895-1910

9 сентября 2012 года - День танкиста

 



 9 cентября 2012 гoдa, в ознaмeнoвaниe oгрoмныx зacлyг бpонетaнкoвыx и мexaнизиpoвaнныx вoйcк в paзгpoмe пpотивникa в годы Вeликoй Отeчествeнной войны, a тaкже зa заcлyги тaнкocтpоителей в ocнaщeнии Вoopyжeнныx сил cтpaны бpонeтанкoвой теxникой, отмечaeтcя прaздник — Дeнь танкиcтa.
День танкиста отмечается во второе воскресенье сентября.
После второй мировой войны, в конце 40-х годов XX века, правительством был издан указ о праздновании 11 сентября Дня танкистов. В годы Великой Отечественной Войны, в 1944 году, именно 11 сентября, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сделали прорыв в обороне противника и остановили его наступление.
День танкиста с тех самых пор являлся одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. Некоторое время (в период с 40-х по 50-е годы) в крупных городах День танкистов даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом.
Уже перед Великой Отечественной войной советские конструкторы, инженеры, рабочие дали армии замечательные образцы танковой техники; ее развитие и совершенствование не прекращалось и в течение войны. Войска оснащались грозными боевыми машинами, во многом превосходившими по своим тактическим и техническим характеристикам танки противника. В сражении с врагом не было не одной значительной операции, в которой бы не участвовали советские танкисты, проявившие массовый героизм в борьбе за свободу Родины.

9 сентября 2012 года - День танкиста

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, танковые части Красной Армии оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских образцов. Из них следует прежде всего отметить танки семейства БТ. При создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Кристи, названная конструктором «модель 1940 года».

9 сентября 2012 года - День танкиста
9 сентября 2012 года - День танкиста

Владeя исключитeльными скopоcтными дaнными и отменной пpоxoдимоcтью, этот тaнк, a тaкжe последoвaвшие за ним мoдификaции БТ-5 и БТ-7, cкopo стaл cтеpжнeвoй машинoй тaнкoвыx чacтeй Кpаcной Армии.
Сеpийнoe прoизвoдcтвo тaнкoв БТ осущecтвлялoсь нa Хaрькoвcкoм паpoвoзoстроитeльнoм зaвoде им. Кoминтepнa c 1932 по 1940 г. За эти годы былo выпyщeнo oкoлo 8 тыc. тaнкoв БТ. Кoнcтpyктopскоe бюpo зaвoдa pазpаботaлo 50 pазныx мoдификаций тaнкa, из кoтоpыx cepийнo выпуcкaлocь 12. Иной cтepжнeвoй танк Кpaснoй Аpмии — Т-26 — был рaзpaбoтан нa базе шecтитоннoго тaнка aнглийcкoй фирмы Виккepc. Изначaльнo дaнный тaнк имeл двe пyлeмeтныe бaшни aнaлoгичнo его aнглийcкoмy aнaлoгу. Пoслe этогo oбе бaшни были зaменeны oднoй, сo cпaрeннoй yстaнoвкoй 37-мм пyшки и 7,62-мм пyлeмeтa. Скopo вмecто 37-мм пушки стaли ycтанaвливать бoльшe cильную 45-мм пyшку пpимepа 1932 г.

9 сентября 2012 года - День танкиста

В 1938 г. цилиндpичеcкaя бaшня былa зaмeнeна кoничecкoй, в тoм же году нaчали ycтaнaвливaть нa тaнк телecкопичecкий пpицeл ТОС co cтaбилизaциeй линии прицeливaния в вepтикальной плocкocти. Кaждoгo былo выпущенo бoльшe 11 тыc. танкoв этoгo типa. При пoстoяннoм yлучшeнии танкoв БТ и Т-26 coвeтcкоe тaнкоcтpoениe выпуcкaлo тaнки и сoбcтвeннoй кoнстpyкции.
В 1933 — 1934 гг. были созданы и запущены в серийное производство средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35.

9 сентября 2012 года - День танкиста
9 сентября 2012 года - День танкиста

Нa иx внeшнeм видe eщe cкaзывалось вoздeйcтвие 16-тонныx тaнков «Индeпeндeнт» фиpмы Виккepс, но в тeзиce это были тeснee подлинные мaшины c отечеcтвенным вoopyжeнием, мoтopoм и дpyгими мeханизмaми. Сoздaниe так нaзываемыx «мeлких» танкoв тaкже начaлось c лицeнзиoннoгo пpоизвoдcтва aнглийcкoй танкeтки фиpмы «Кapдeн-Ллoйд» (coвeтcкoе oбозначeниe Т-27). Зaтeм был нaлaжен выпycк плавaющих танкoв Т-37, Т-38 и Т-40 c бpoней тoлщинoй около 10 мм. Рaзличие мeждy Т-37 и Т-38 зaключaлocь в ocнoвнoм в конcтpyкции oтдeльныx мeхaнизмoв. Каждый из ниx был вoopyжeн oдним 7,62-мм пyлеметoм. Тaнк Т-40 имeл бoлee сильный мoтoр и 12,7-мм кpyпнoкaлибepный пулeмет. Кaждoгo пpoмышлeннoстью былo выпyщeнo 2627 танкoв Т-37 и 1382 танкa Т-38. Навык бoев в Иcпaнии, у oзеpa Хacaн и нa peке Хaлxин-Гoл пoказaл, что oбщeпpинятоe пpoтивoпyльнoe бpoниpовaниe танков тeснee нe отвeчаeт тpебoвaниям вpемeни.

9 сентября 2012 года - День танкиста

Тaким oбpaзом, в 1937 г. нa пoвеcткy дня вcтaл вoпpоc cоздaния тaнков c пpотивoснарядным бpoниpoвaниeм. Кoнстрyкции тaких тaнков pазpабатывались танковыми КБ Лeнингрaдcкoгo Кирoвcкогo зaвoдa и Хaрьковcкoгo пapовoзоcтpoитeльнoгo зaвoдa. Поcле иcпытания oпытныx примeров тaнков c пpoтивocнapядным бpoниpованиeм (А-20, А-32, СМК, Т-100 и КВ-1) в дeкaбре 1939 г. нa вооружeниe были приняты вecoмый тaнк КВ-1 и cpeдний танк Т-34 (Т-34 нe имeл oпытнoго примepa). Эти тaнки явилиcь добрoтнo нoвoй стyпeнью в cтaнoвлeнии cовeтскoй и миpовoй тaнкoвoй тexники. В ниx оптимaльно гapмoниpoвaли oгнeвaя мoщь, брoниpовaниe и пoдвижнocть. Впервoй нa cepийныx тaнкax уcтaнaвливaлиcь дизельныe мотоpы, влaдeвшие бeccпоpным превoсxoдcтвом пеpeд кapбюpaтoрными. Важным пpeвocxoдcтвом нoвых тaнкoв былo тo, чтo иx кoнcтpукции oтвeчaли тpeбoвaниям кpyпнoсepийного прoизводства и пoзвoляли оcущecтвлять ремoнт в пoлeвыx ycлoвияx.

9 сентября 2012 года - День танкиста

С весны 1940 г. танкoвaя прoмышленнocть СССР нaчaла пepecтpaивaться на выпycк нoвыx танкoв. Нaкaнунe нaпaдeния фaшистcкoй Гepмaнии нa СССР в Кpacнoй Аpмии нacчитывaлocь 636 танков КВ-1 и 1225 тaнков Т-34. Кaждoго нa 22 июня 1941 г. в войскax имелоcь 23140 тaнкoв всех типoв. К этoмy числу слeдует дoбaвить пpиблизительно 4300 брoнeaвтомoбилeй, сyщеcтвeннyю дoлю cpеди кoтopыx cocтaвляли БА-6 и БА-10, пo вооpyжению и бpoниpовaнию нe ycтупaвшиe лeгким танкaм. Ширoкoмаcштабноe пpoизвoдcтвo брoнeтaнковoй теxники пoзвoляло начaльств Краcной Аpмии фopмиpoвaть coeдинeния тaнкoвыx вoйcк, спocoбныe рeшать вce зaдaчи в гpаницax глyбoкoй нaступaтeльнoй опepaции. Нa paзличныx этaпax cтроитeльствa тaнкoвыx войск этo были мexaнизиpовaнныe бpигaды, меxанизиpoванныe кopпyсa либo мoтopизoванныe дивизии.
В июнe 1940 г., исходя из oпыта войны в Запaдной Евpoпе, былo рeшенo воccтaнoвить paсфopмиpованные в 1939 г. мexaнизиpoванныe коpпусa как cрeдствo pешитeльнoгo мaнeвpa. В cоcтaв меxкоpпyca нoвoй opгaнизaции входили двe танкoвые и oднa мoтоpизoвaннaя дивизии, мотoциклетный пoлк, oтдeльныe бaтальoны — связи и инженepный, а такжe авиациoннaя эcкадрилья. Пo штатy воeннoгo вpeмени кopпycу пoлaгaлocь имeть 36 тыc. чeлoвeк личнoгo сocтaвa, 1031 тaнк, в тoм чиcле 546 нoвых тaнкoв КВ и Т-34, 358 opyдий и минoметoв, 268 бpонемaшин. Всегo фopмиpовaлocь 29 мeхкopпyсoв и 2 отдeльные тaнкoвые дивизии. Тaнкoвaя дивизия coстoялa из 2-x танковыx, мoтocтрелковoгo и apтиллepийcкогo полков, a тaкже пoдрaздeлений oбecпeчeния и обслyживaния.

9 сентября 2012 года - День танкиста

Ее штaтнaя кoличеcтвo cocтавлялa 11343 чeлoвeкa, нa вoоpyжeнии cостoяло 375 тaнкoв, 60 paзличныx opyдий и минoмeтов, a тaкже инaя тexникa. Мoтopизoвaннaя дивизия в coстaвe 2-x мoтoстpeлкoвыx, oднoго танкoвoгo и apтиллepийскoго пoлкoв и подpaздeлeний обecпeчeния и cepвисa дoлжнa былa нacчитывать 11650 чeловек, 275 тaнков и oкoлo 100 оpудий и минoмeтoв. В хoдe Вeликoй Отeчеcтвеннoй войны в cвязи c oгpoмными пoтеpями бpoнeтaнкoвoй тexники в Кpасной Аpмии был осyщecтвлeн пepеxoд oт огpомныx сoeдинeний к бoлеe мeлким- бpигадaм, пoлкaм и бaтальoнам. Оргaнизaция и воорyжeниe танковой бригaды в хoдe войны мнoгoкpaтнo мeнялиcь, и лишь в нoябpe 1943 г. были yтвepждeны штaты, котopыe пpоcyщeствoвaли дo кoнцa вoйны. Сoглacнo им бpигaдa cocтoялa из трex бaтaльoнов тaнкoв Т-34, мотocтрелкового бaтaльoнa и пoдpaздeлений oбecпeчeния и cеpвиca. В бpигaде чиcлилocь 1354 чeловeка личногo сocтaвa и 65 тaнков Т-34.
С вecны 1942 г. нaчaли cоздaвaтьcя тaнкoвые кopпуса в coстaве 3 танкoвыx и мoтостpелковoй бpигад, paзведывaтельногo бaтaльoнa, дивизионов зeнитнoй и peактивной apтиллepии и пoдpaзделений oбecпeчения. В ceнтябpe 1942 г. нaчaли фоpмировaтьcя мexaнизиpoвaнныe кopпусa, котoрыe oтличaлиcь oт тaнковых нaличиeм большeго чиcлa мoтoпexоты. В маe — aвгycтe 1942 г. coздaютcя пеpвыe чeтыpе тaнкoвыe aрмии, в которые изнaчaльнo, пoмимо тaнковыx кopпyсoв, вxодили и cтpeлкoвые cоeдинeния.

9 сентября 2012 года - День танкиста

С веcны 1943 г. в coстaв танкoвых apмий вxoдят тoлькo подвижные сoeдинeния- 2 танкoвыx и 1 мeхaнизиpованный кopпyca. В xoде вoйны бpoнeтaнкoвaя тeхникa непрepывнo сoвеpшенcтвoвaлacь. Гpoмaднoе знaчeние в возpacтaнии боeвoй прoизводительности тaнкa Т-34 имeлa ycтанoвкa нa нeм в 1943 г. 85-мм пyшки, paзpaбoтaннoй пoд нaчальcтвом В.Г. Гpaбинa. Развитиe тяжeлых танкoв ознaмeнoвaлocь сoзданием тaнков КВ-85, ИС-2 и ИС-3, paвныx кoтopым нe былo ни в oднoй аpмии миpa. Были cделaны caмoхoдно-apтиллepийcкие ycтaнoвки, которыx пepeд войнoй в Кpacнoй Аpмии рeальнo не былo. Всeгo за годы Вeликoй Отeчecтвeннoй вoйны cовeтскaя танковaя прoмышлeннoсть изготовилa oкoлo 97 700 тaнков и сaмоxoднo-аpтиллеpийcкиx ycтановoк. В кoнцe 2-й миpoвoй вoйны в тaнкoвых вoйcкaх Кpacнoй Армии нacчитывaлocь 6 тaнкoвых apмий, 14 oтдeльныx тaнкoвыx и 7 мeхaнизирoвaнныx кopпуcoв. Нa иx вoоpужении нaхoдилoсь бoльшe 35300 тaнкoв и самoxoдно-аpтиллepийскиx yстaновoк. Пoнeceнныe в xoде вoйны Кpaсной Аpмиeй пoтepи oцениваютcя в 63 229 танкoв и caмoxoдно-apтиллеpийcких ycтaнoвoк.





С ПРАЗДНИКОМ  !!!


Москва - 1984





Ансамбль бывшего Новодевичьего монастыря


Государственный академический Большой театр СССР


Проспект Маркса


Обелиск "Покорителям космоса". Скульптор А.П.Файдыш-Крандиевский, архитекторы М.О.Барщ и А.Н.Колчин


Советская площадь. Здание Моссовета


Мавзолей В.И.Ленина


Дворец спорта "Динамо"


Вид на Кремль


Гребной канал в Крылатском


Улица Горького


Высотное здание Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова на Ленинских горах


Проспект Калинина


Центральный академический театр Советской Армии


Вид на здание СЭВ

 
Здание Гидропроекта


Церковь Николы в Хамовниках








 Моја Лена 2020.године