недеља, 9. септембар 2012.


Песни села Купино (1980)

 

 

 

 Коляда-Краселка, колядка (0.58)
Три свадебные песни:
Свашенька-гоголушка (1.08)
Дубровушка зеленая (2.16)
Чей-то конь по улице играет, плясовая (2.16)
Три свадебные песни:
Киньтеся, бояре, в новые торги (1.08)
Дружко-богатина (1.02)
Ясно солнышко (2.16)
Донная наша речушка, плясовая (1.45)

 

 Народные исполнители из села Купино Шебекенского района Белгородской области представляют одну из южнорусских фольклорных традиций, близкую по складу к песенной культуре курского края.

Первые упоминания о селе Купино в писцовых книгах относятся к середине XVII века. То было время освоения земель, лежавших пустынными еще со времен татарских нашествий. На юг России хлынул поток переселенцев с севера, строились оборонительные сооружения, города-крепости Белгородской засечной черты. Тогда, в числе других, возникло и село Купино — среди дубрав, зеленых и белых меловых гор, на берегу светлой речки Корочи. Первые жители села были одновременно воинами и землепашцами. Очень многое об их жизни, обычаях, эстетических представлениях, мировоззрении рассказывают нам песни, которые до сих пор звучат на Белгородской земле.

В селе Купино не только в памяти, но и в сегодняшнем музыкальном быту сохранились песни, связанные с календарными земледельческими обрядами. Одна из них, «Коляда-краселка», записана на этой пластинке. С этой песней обходят дворы во время зимних святок, величают хозяев, желают им хорошего урожая.

Приход весны, разлив рек в Купино отмечали карагодами. Гигантские круги, в которых собирались все женщины села, медленно двигались «по солнцу». Одна из песен, «игравшихся» в весенних карагодах — «Воля-волюшка»— отличается звонким, напряженным тембром, протяженным напевом, сложной ритмикой и требует высокого исполнительского мастерства.

Зимние карагоды, в отличие от весенних, — это быстрая зажигательная пляска по кругу, чеканный ритм которой подчеркивается хлопками, возгласами — «иханьем», а иногда и свистом («Донная наша речушка» ).

Свадебные песни села Купино многочисленны и разнообразны, они сопровождают все моменты развернутой свадебной игры. Замечательны поэтические тексты свадебных песен. Очень масштабные, они поражают яркостью и образностью, трогательной чистотой. Невеста в них сравнивается с зеленой дубровушкой, листву которой развеяли «буйные ветры с чистого поля, лед-морозы с синего моря» («Зеленая дубровушка», исполняющаяся «в вечере» накануне свадьбы). Две песни — «Свашенька-гоголушка» и «Киньтеся, бояре, в новые торги» — сопровождают центральный эпизод свадьбы — «повивание», когда на невесту надевают женский головной убор—«сороку», и с этого момента она считается замужней женщиной.

Ансамбль села Купино (в его составе 7 человек, средний возраст 60 лет) впервые выступил на сцене в ноябре 1979 года на музыкально-этнографическом концерте, организованном Комиссией музыковедения и фольклора Союза композиторов РСФСР. «Ядро» коллектива составляют сестры П. Енина и Е. Бочарникова и их подруга М. Нехаева. Эти певицы — замечательные знатоки и хранители местной песенной традиции, они в совершенстве владеют мастерством запева.

Пластинка с записью фольклорного ансамбля села Купино, без сомнения, найдет отклик у любителей и знатоков русской народной песни.




Линк :

Нема коментара:

Постави коментар

Само напред...слободно реците шта мислите.

 Моја Лена 2020.године