недеља, 19. август 2012.

 

Антология одной песни - Чёрный ворон (народная) (2010) 

 

 

 Эта одна из популярнейших песен, считающаяся русской народной, рассказывает о встрече гипотетического воина с чёрным вороном в последние минуты своей жизни. Как известно, ворон считается «вещей» птицей, сопутствующей смерти на поле битвы. И, соответственно, чёрный цвет птицы как некое «наказание» или предвестие кончины весьма соотносится с классической христианской культурой. В общем, грустная, меланхоличная песня, но, в то же время, очень красивая.



 ЧЕРНЫЙ ВОРОН

Черный ворон, черный ворон,

Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься,
Черный ворон, я не твой!

Что ты когти распускаешь

Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Черный ворон, я не твой!

Завяжу смертельну рану

Подаренным мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить все об одном.

Полети в мою сторонку,

Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за родину я пал.

Отнеси платок кровавый

Милой любушке моей.
Ты скажи — она свободна,
Я женился на другой.

Взял невесту тиху-скромну

В чистом поле под кустом,
Обвенчальна была сваха —
Сабля вострая моя.

Калена стрела венчала

Среди битвы роковой.
Вижу, смерть моя приходит,
Черный ворон, весь я твой.

Две последние строки повторяются







ВАРИАНТЫ (3)

1. Черный ворон


Черный ворон, что ты вьешься
Над моею головой?
Ты добычи не добьешься,
Черный ворон, я не твой!

Что ж ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Черный ворон, я не твой!
Иль добычу себе чаешь?
Черный ворон, я не твой!

Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ей скажи, моей любезной,
Что за родину я пал.

Отнеси платок кровавый
К милой любушке моей.
Ей скажи — она свободна,
Я женился на другой.
Ей скажи — она свободна,
Я женился на другой.

Калена стрела венчала
Нас средь битвы роковой.
Вижу, смерть моя приходит, —
Черный ворон, я не твой!
Вижу, смерть моя приходит, —
Черный ворон, весь я твой...

Расшифровка фонограммы Жанны Бичевской, альбом «Черный ворон», Moroz Records, 2002


2. Черный ворон


Черный ворон!
Что ты вьешься надо мной,
Над моею головой?
Ты добычи не дождешься:
Черный ворон, я не твой!
Бела грудь моя томится
От жестоких лютых ран.
Перевяжу я эти раны
Подаренным мне платком,
Отошлю платок кровавый
К милой женушке своей.
Посмотри на куст зеленый,
Отдохни спокойно:
Черный ворон, я не твой!
Лети, ворон, на мою сторонку;
Ты скажи жене молодой:
Я женился на другой;
У нас сваха – остра шашечка,
Повенчал нас пистолет,
В поезду-то – пуля свинцовая.

Священная война. Песни Победы / Сост. В. А. Костров, Г. Н. Красников - М.: Олимп, 2005.


3. Черный ворон, что ты вьешься...


Черный ворон, что ты вьешься
Над моею головой.
Ты добычи не дождешься:
Черный ворон! - я не твои!
Ты лети-ка, черный ворон,
К нам на славный Тихий Дон.
Отнеси-ка, черный ворон,
Отцу, матери поклон,
Отцу, матери поклон
И жененке молодой,
Ты скажи ей, черный ворон,
Что женился на другой,
На пулечке свинцовой.
Наша свашка - была шашка,
Штык булатный - был дружком,
А венчался я на поле
Под ракитовым кустом.

Из книги генерала Петра Краснова "Картины былого Тихого Дона" (1909), с комментарием:

"Донцы на Кавказе 1801-1864 гг. Во время тяжелой борьбы с кавказскими горцами много было совершено подвигов донскими казаками. Очень часто им приходилось в одиночку обороняться от многочисленного и злобного неприятеля. Подвиги, совершенные донскими казаками во время этой шестидесятилетней войны, так многочисленны, что нет возможности перечислить их все. Много казаков полегло в горах и долинах Кавказа и над их никому не известными могилами нет ни креста, ни памятника. Погибшие в одиночку, без свидетелей, донцы умирали в горах, окруженные воронами да хищными орлами. Там зародилась и эта печальная песня казачья".






Black Raven

Raven black, why are you wheeling,
Over my head circling low?
Ever will your prey elude you.
Raven black, I am not yours!

Why do you spread wide your talons,
Over my head circling low?
Or do you sense prey beneath you?
Raven black, I am not yours!

Fly you now, off to my homeland,
And say to my mother dear,
Say to her, my darling mother,
That for Fatherland I fell.

Take my shawl, now stained with red blood,
To my darling, dearly loved.
Say to her that she is free now:
To another I am wed.

A smoldering arrow bound her to me,
Upon the fated battlefield.
Death, I see, is coming for me.
Raven black, I am now yours!






Чёрный ворон_-_Erikas - Juodas Varnas
Чёрный ворон_-_Gytis Paskevicius
Чёрный ворон_-_Warrior
Чёрный ворон_-_Александр Звинцов
Чёрный ворон_-_Александр Маршал
Чёрный ворон_-_Александр Пушной
Чёрный ворон_-_Александр Пушной (переделка)
Чёрный ворон_-_Ариэль
Чёрный ворон_-_Баба Яга
Чёрный ворон_-_Борис Гребенщиков
Чёрный ворон_-_Валаам
Чёрный ворон_-_Валерий Золотухин - Под ракитою зелёной
Чёрный ворон_-_Ветер Воды
Чёрный ворон_-_ВИА Самоцветы
Чёрный ворон_-_Владимир Девятов
Чёрный ворон_-_Владимир Крючков
Чёрный ворон_-_Владислав Туманов
Чёрный ворон_-_Вольница
Чёрный ворон_-_Громовник
Чёрный ворон_-_Гроссмейстер
Чёрный ворон_-_Группа Р
Чёрный ворон_-_Димон
Чёрный ворон_-_Евгений Дятлов
Чёрный ворон_-_Жанна Бичевская
Чёрный ворон_-_Забайкалье
Чёрный ворон_-_Золотое Кольцо
Чёрный ворон_-_Иван Ребров
Чёрный ворон_-_Ирина Сурина
Чёрный ворон_-_Казаки Дона
Чёрный ворон_-_Казачий Курень
Чёрный ворон_-_Квартет Московская балалайка
Чёрный ворон_-_Квартет Притча
Чёрный ворон_-_Крыница
Чёрный ворон_-_Кукрыниксы
Чёрный ворон_-_Кукуруза
Чёрный ворон_-_Леонид Газиханов
Чёрный ворон_-_Лесоповал
Чёрный ворон_-_Людмила Самсонова
Чёрный ворон_-_Максим Трошин
Чёрный ворон_-_Маргарита Зорбала
Чёрный ворон_-_Мовсар Минцаев
Чёрный ворон_-_Мужская группа ГРНХ
Чёрный ворон_-_Начало века
Чёрный ворон_-_Небо здесь
Чёрный ворон_-_Неизвестный (полифония)
Чёрный ворон_-_Николай Тимченко
Чёрный ворон_-_Пересвет
Чёрный ворон_-_Рок-Острова
Чёрный ворон_-_Русские певчие
Чёрный ворон_-_Самодеятельность
Чёрный ворон_-_Северные Врата
Чёрный ворон_-_Седьмая Вода
Чёрный ворон_-_Сергей Коржуков
Чёрный ворон_-_Сергей Лашманов
Чёрный ворон_-_Сергей Любавин
Чёрный ворон_-_Серж Пономарёв
Чёрный ворон_-_Стелла Зубкова
Чёрный ворон_-_Уральские казаки - Под зелёною ракитой
Чёрный ворон_-_Хор Московского Сретенского монастыря
Чёрный ворон_-_Эшелон
Чёрный ворон_-_Яхонт






Линк :

Нема коментара:

Постави коментар

Само напред...слободно реците шта мислите.

 Моја Лена 2020.године