Цвет граната / Саят-Нова (1968) ДВДРип
Год выпуска: 1968
Страна: СССР (Арменфильм)
Жанр: Киноповесть
Продолжительность: 74мин
Режиссер: Сергей Параджанов
В ролях:
Софико Чиаурели, Георгий Гегечкори, Авет Аветисян, Спартак Багашвили, Медея Джапаридзе, Оник Минасян, Мелкоп Алекян
Описание:
"Было такое время: поэтическое — в широком смысле — кино множилось на
киностудиях Украины и Грузии. Во второй половине 60-х возникли
неожиданные проблемы с реализмом. Социально-политический курс менялся в
очередной раз. Пришло время эзопова языка. То Михаил Коцюбинский («Тени
забытых предков»), то Важа Пшавела («Мольба»), а то — Нико
Пиросманашвили («Пиросмани») вдохновляли постановщиков. На студии
«Арменфильм» Сергей Параджанов обратился к личности средневекового
армянского поэта Саят-Нова, творившего на армянском, грузинском и
азербайджанском языках.
Первоначально
фильм назывался по имени главного героя. Однако картина вызвала
неприязнь и непонимание кинематографических чиновников. Если в «Мольбе»
повествовательное начало смутно угадывалось, то здесь ничего, кроме
изысканного маньеризма, орнаментальности и декоративности чиновникам
обнаружить не удалось.
Все же картина
нашла множество поклонников в среде художественной элиты Советского
Союза. Ее вопиющая неангажированность, бесконечная свобода,
изобразительное великолепие справедливо восхищали. Картину решили
спасти. Ответственную операцию вызвался сделать Сергей Юткевич,
поощрявший формальный поиск. Он перемонтировал фильм, выстроив некоторую
смысловую последовательность эпизодов-миниатюр, подтянув его к
традиционной кинобиографии, насколько это было возможно.
Кроме
того, каждому эпизоду были предпосланы титры на русском языке: название
и достаточно неуклюжий перевод четверостишия Саят-Новы. Картину
переименовали в «Цвет граната». Налицо, таким образом, попытка
превратить радикальный авангард в набор квазиэтнографических зарисовок.
Начиная с заглавия, вызывают поэтическое умонастроение. Зрители должны
были расшифровать авторскую идею по аналогии с «золотом берез» или
«рябиновым пожаром».
Абсурд ситуации
заключался в том, что широкий зритель, к которому по наивности или
глупости подтягивали картину, не стал бы смотреть такое ни при каких
обстоятельствах. «Искусство должно быть понятно народу» — ленинская
сентенция не давала покоя культурным функционерам. В результате фильм
пострадал. Чуть позже пострадал и режиссер, надолго отлученный от работы
и свободы.
Но даже в нынешнем виде
«Цвет граната» — уникальный культурный феномен. Параджанов разрушил
наррацию, предложив вместо «интересной истории» набор живописных
шедевров, открыток. Впрочем, подобная трактовка недостаточна. Ведь
«открытки» существуют здесь во временном единстве, а декоративное
пространство картины, образованное коврами, средневековой архитектурой и
актерами в причудливых одеждах, демонстративно отчуждено от унылой,
серой, некиногеничной советской действительности.
В
контексте отечественной кинопродукции, ориентированной на принцип
социалистического реализма в ущерб «принципу удовольствия», «Саят-Нова»
воспринимался как возможная альтернатива безобразию и страданию, а
значит, как ВЫЗОВ и ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОВОКАЦИЯ.
Неужели
жизнь действительно бывает хороша собой? Бывает. Неужели борьба с
врагами до последней капли крови — необязательна, а духовная работа —
залог спасения и бессмертия? Конечно! Разве ковер, сотканный руками
влюбленного в свое дело мастера, выше стенной газеты и партийного
листка? Бывают и такие мастера! Жизнь застыла в этом упоительно красивом
мире, словно заколдованная злым волшебником. Театр марионеток, парад
масок.
Это — ДРУГОЙ мир. Самым обидным,
самым пугающим в картине Параджанова было то, что мир этот никак себя не
защищает, не обосновывает, не РАССКАЗЫВАЕТ. Он попросту существует, не
суетясь, не объясняя собственной необходимости. Он не ищет опоры в
морали, исторических коллизиях, социальном неравенстве, классовых битвах
и т. п. Он не был даже антисоветским, существовал вне политики,
утверждая единственную идеологию — идеологию гедонизма.
Стихи
важны в этом мире не сами по себе, а как свидетельство красоты,
документ, подтверждающий уникальный опыт инобытия. «Саят-Нова» — это
аудиовизуальная ИКОНА. Она отсылает зрителя в иное пространство, в
другие времена. Точнее, туда, где «времени не будет»...
Искать
в «Цвете граната» традиционное кинематографическое содержание — занятие
малопродуктивное. Картина неотчуждаема от советского кино, от
советского периода истории, в том числе — от поисков отечественного
киноавангарда 20-х. А раз так, полезно вчитать в нее человеческий опыт
режиссера, «второго» режиссера, всех тех, кто с нею воевал или на нее
молился. (Игорь Манцов)"
Качество: DVDRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: AC3
Видео: 640x480 (1.33:1), 23.976 fps, XviD Final 1.0.3 (build 37) ~2310 kbps avg, 0.31 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~256.00 kbps avg
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: AC3
Видео: 640x480 (1.33:1), 23.976 fps, XviD Final 1.0.3 (build 37) ~2310 kbps avg, 0.31 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~256.00 kbps avg
Култни филм Сергеја Параџанова који се не сме пропустити !
Линк :
Хрватски превод за ову верзију филма ( 2 ЦД са 23.976 фпс)
Нема коментара:
Постави коментар
Само напред...слободно реците шта мислите.