среда, 30. мај 2012.



Константин Георгиевич Паустовский. Дню рождения посвящается!

 

 

 Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Родился 31 мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.



В автобиографическом очерке Несколько отрывочных мыслей (1967) Паустовский писал: "Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и — тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе". Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А.Грин.
Первый небольшой рассказ Паустовского На воде (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни".
По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.


Константин Георгиевич Паустовский. Дню рождения посвящается!

Константин Георгиевич Паустовский. Дню рождения посвящается!

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман Романтики (1916-1923, опубл. 1935). Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основной мотив Романтиков — судьба художника, который стремится преодолеть одиночество, — впоследствии встречался во многих произведениях Паустовского.


Константин Георгиевич Паустовский. Дню рождения посвящается!
Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и "жил напряженной жизнью газетных редакций". Но вскоре писателя вновь "завертело": он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей — И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом — в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли. В том же году был написан роман Блистающие облака. В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников "На вахте", с которой в то время сотрудничали А.С.Новиков-Прибой, М.А.Булгаков (одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии), В.Катаев и др.


Константин Георгиевич Паустовский. Дню рождения посвящается!
В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах — по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок "по горячим следам", описанные в газетных очерках, воплотились в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов Подводные ветры стал прототипом главного героя повести Кара-Бугаз (1932). История создания Кара-Бугаза подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского Золотая роза (1955) — одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В Кара-Бугазе Паустовскому удалось рассказать о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия так же поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях.
Преображению действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть Колхида (1934). Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Н.Пиросмани.
После выхода в свет Кара-Бугаза Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. 


Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями — А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др. О любимой им Мещере Паустовский писал: "Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: Мещерская сторона, Исаак Левитан, Повесть о лесах, цикл рассказов Летние дни, Старый челн, Ночь в октябре, Телеграмма, Дождливый рассвет, Кордон 273, Во глубине России, Наедине с осенью, Ильинский омут" (речь идет о рассказах, написанных в 1930-1960-е годы). Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной "эмиграции", творческим — а возможно, и физическим — спасением в период сталинских репрессий.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них Снег (1943) и Дождливый рассвет (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961). В годы "оттепели" активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей — Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.
В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение — автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: Далекие годы (1946), Беспокойная юность (1954), Начало неведомого века (1956), Время больших ожиданий (1958), Бросок на юг (1959-1960), Книга скитаний (1963). В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов Итальянские встречи, Мимолетный Париж, Огни Ла-Манша и др.
В 65-м году путем сложных дипломатических интриг Советскому Союзу удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и в самый последний момент вручить ее Шолохову. А в Италии и Швеции уже были изданы в "нобелевской" серии однотомники К. Паустовского.
Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", — Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.
Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится могила, — высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, — было выбрано самим писателем. Могила располагается в зеленом квадрате, окруженном дорожками. В изголовье лежит камень неотшлифованного красного гранита, на котором с одной стороны помещена надпись "К.Г. Паустовский", а с другой "1892 — 1968".

Экранизации


1960 — Северная повесть (фильм)
1967 — Растрёпанный воробей (мультфильм)
1973 — Тёплый хлеб (мультфильм)
1979 — Стальное колечко (мультфильм)
1979 — Квакша (мультфильм)
1983 — Солдатская сказка (мультфильм, 1983)
1989 — Корзина с еловыми шишками (мультфильм) с музыкой Грига.
2003 — Остров без любви (телесериал)


Память


Именем писателя названы:
Улица Паустовского в Москве.
Улица Паустовского в Петрозаводске.
Улица Паустовского в Одессе.
Улица Паустовского в Киеве.
Теплоход проекта 1430 в Крыму
Улица Паустовского в Тарусе.
Улица Паустовского в Таганроге.
Улица Паустовского в Ростове-на-Дону.


Список произведений

Акварельные краски
Александр Довженко
Алексей Толстой
Английская бритва
Аннушка
Бакенщик
Барсучий нос
Беглые встречи
Белые кролики
Беспокойная юность
Блистающие облака
Во глубине России
Воронежское лето
Горная роса
Доблесть
Дождливый рассвет
Дорожные разговоры
Дремучий медведь
Дружище Тобик
Дядя Гиляй
Жёлтый свет
Заячьи лапы
Золотая роза
Золотой линь
Иван Бунин
Исаак Левитан
Кара-Бугаз
Квакша
Клад
Колотый сахар
Колхида
Кордон '273'
Корзина с еловыми шишками
Кружевница Настя
Мещорская сторона
Михаил Лоскутов
Ночь в октябре
Опасность
Оскар Уайльд
Пачка папирос
Первый рассказ
Письма 1915-1968
Повесть о жизни ч.1-3 ("Далёкие годы", "Беспокойная юность, "Начало неведомого века")
Повесть о жизни ч.4-6 ("Время больших ожиданий", "Бросок на юг", "Книга скитаний")
Повесть о лесах
Поводырь
Подарок
Поток жизни
Похождения жука-носорога
Правая рука
Приказ по военной школе
Прощание с летом
Разливы рек
Растрёпанный воробей
Робкое сердце
Романтики
Рувим Фраерман
Ручьи, где плещется форель
Северная повесть
Секвойя
Сивый мерин
Синева
Сказочник
Сказочник (Христиан Андерсен)
Случай в магазине Альшванга
Снег
Стальное колечко
Старая рукопись
Старый челн
Стекольный мастер
Судьба Шарля Лонсевиля
Телеграмма
Тёплый хлеб
Фрагмент рассказа
Чувство истории
Чёрные сети

Нема коментара:

Постави коментар

Само напред...слободно реците шта мислите.

 Моја Лена 2020.године