среда, 5. септембар 2012.

 

Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами (записи 1914, 1931, 1932) (1986) 

 

 

 

КОНЦЕРТЫ М. Е. ПЯТНИЦКОГО С КРЕСТЬЯНАМИ
1914 г.

1. Уж вы, горы, вы мои... — 3.54 Лирическая протяжная песня Рязанской губернии
2. Эх, да вот спасиба, вот спасиба... — 3.35 Лирическая песня Рязанской губернии
3. Закаталась красная солнушка... — 3.20 Лирическая песня Рязанской губернии
4. Весёлая, эх, да беседушка... — 3.08 Лирическая песня Смоленской губернии, приурочена к свадебному обряду
5. Чтой-то звон, да чтой-то звон... Плясовая песня Воронежской губернии
6. Ой, все кумушки домой... Плясовая песня Рязанской губернии
7. Гуляла чечётка, гуляла лебёдка... — 2.17 Шуточная плясовая песня Рязанской губернии
8. На горе-то калина... — 3.27 Хороводная песня Рязанской губернии
9. Не будитя мене, молоду... — 3.28 Плясовая песня Рязанской губернии
10. Прощай, жизнь, радость ты моя... — 3.30 Лирическая песня Смоленской губернии
11. Полна, полна вам, ребяты... — 3.08 Хороводная песня Рязанской губернии

МУЖСКОЙ ХОР (1 —3), ЖЕНСКИЙ ХОР (4), СМЕШАННЫЙ ХОР (5 — 11)
Записи фирмы «Бека» по заказу Роберта Кенца, Москва, 1914 г.

КРЕСТЬЯНСКИЙ ХОР ИМЕНИ М. Е. ПЯТНИЦКОГО
1931 — 1932 гг.

12. Вы, лузя мои... — 2.38 Хороводная песня Воронежской губернии
13. Ты полна, милай, забавляться... Плясовая песня Воронежской губернии
14. Сохнет, вянет в поле травка... — 2.36 Лирическая песня Рязанской губернии
15. Уж ты, ночкя моя... — 2.44 Лирическая песня Смоленской губернии

СМЕШАННЫЙ ХОР (12, 13, 15), ЖЕНСКИЙ ХОР (14) Г. Белов, жалейка


Подъем национального самосознания в России на рубеже XIX — XX веков обусловил важнейшие особенности развития культуры и ознаменовал новый расцвет народного стиля в русском искусстве. Огромный интерес и широкое внимание было обращено к изучению и пропаганде традиционных форм народного музыкального творчества.

Начало подлинно научной популяризации и систематической пропаганде традиционного русского крестьянского музыкального искусства положил выдающийся фольклорист-собиратель, певец, знаток народного певческого искусства, организатор первого в России концертирующего фольклорно-этнографического Крестьянского хора Митрофан Ефимович Пятницкий (1864 —1927).

Нелегкую жизнь подвижника и бескорыстного энтузиаста отечественного народного искусства прожил М. Е. Пятницкий, долгим и сложным был путь поисков своего дела, которому он посвятил 25 лет. Многосторонняя экспедиционная, организаторская и концертно-исполнительская деятельность М. Е. Пятницкого, встречавшая горячее одобрение и сочувствие виднейших деятелей отечественного искусства, среди которых были С. В. Рахманинов, А. Д. Кастальский, Ф. И. Шаляпин, И. А. Бунин, являлась, по сути, его общественной деятельностью (долгие годы он служил конторщиком в московской университетской клинике, а в последние годы жизни — преподавателем пения в третьей студии МХТ). Не имея поддержки со стороны дореволюционных государственных учреждений, М. Е. Пятницкий для осуществления своих планов вынужден был постоянно искать материальные средства в благотворительных организациях и у частных лиц.

Впервые известность в московских музыкальных кругах М. Е. Пятницкий получил как крестьянский певец-самородок, выступающий в концертах с исполнением воронежских народных песен. Обладавший красивым ровным голосом (с юности он готовился к карьере профессионального певца, обучаясь у известного воронежского преподавателя Л. Образцова, а затем самостоятельно занимаясь по книге профессора Московской консерватории Л. Джиральдони) и острой музыкальной памятью, М. Е. Пятницкий поражал слушателей вдохновенным исполнением крестьянских песен, слышанных в детстве и юности в поселке Александровском Воронежской губернии.

«...Пел Митрофан Ефимович свои воронежские песни поистине замечательно. Он умел в сольном исполнении передать хоровую стихию русской песни, вплетая местами в свою партию звуки хоровых подголосков», — вспоминал его близкий друг и соратник по Музыкально-этнографической комиссии Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, музыковед и композитор В. В. Пасхалов. Большой успех сопутствовал выступлениям организованного М. Е. Пятницким в 1902 году полупрофессионального Ансамбля народной песни (в состав которого, помимо самого руководителя, вошли Р. Кондра, оперные певицы П. Козмовская-Яковлева и М. Охримович-Шевченко, певец-бандурист В. Шевченко), исполнявшего произведения русского и украинского фольклора в традиционной для того времени концертной манере.

Быстро пришедшая слава великолепного исполнителя воронежских песен, популярность Ансамбля народной песни не удовлетворяли М. Е. Пятницкого. Он вынашивает планы вывозов на концерты певческих коллективов воронежских крестьян, а также организации в Москве постоянно действующего фольклорно-этнографического хора. Планируемые им Крестьянские концерты были призваны продемонстрировать в сценических условиях традиционную русскую народную песню в этнографически достоверной форме с сохранением ее жанрового и стилевого своеобразия.

В воронежской фольклорной экспедиции 1910 года М. Е. Пятницким были обнаружены и записаны на фонограф будущие участники Крестьянских концертов, талантливые мастера народно-певческого искусства, среди которых выделялись односельчане Митрофана Ефимовича — И. Колобаева (Аринушка) и ее две дочери, а также певческий ансамбль села Усмань. Одновременно в фабричном общежитии Москвы М. Е. Пятницкий знакомится с группой переселенцев из деревень Рязанской и Смоленской губерний, страстных любителей народных песен, сохранивших местную традиционную исполнительскую культуру. Бывшие крестьяне, обладающие прекрасными голосами и обширным традиционным репертуаром, образовали ядро Крестьянского хора М. Е. Пятницкого, организация которого была закончена в 1913 году.

Близость местных песенных и исполнительских традиций участников хора — выходцев из центральнорусских губерний — позволила М. Е. Пятницкому создать подлинно этнографический фольклорный коллектив. Много лет в хоре пели Е. Тарасова, А. Челнокова, А. Панфилова (Чевелинина), М. Рогова, К. Абрамов, П. Филиппов, С. Хорошев — уроженцы Пронского уезда Рязанской губернии, среди которых красотой голоса и мастерством исполнения выделялась М. Рогова, запевавшая большинство песен. Во вторую группу хора вошли уроженцы Ельнинского и Краснинского уездов Смоленской губернии — М. Гражданенкова (отличавшаяся исполнением хороводных и плясовых песен) с сестрами и семья Клодниных: Е. Клоднин с матерью и женой. Участие в концертах воронежских крестьян, их состав и количество в каждом отдельном случае обусловливалось суммой средств, выделяемых финансовыми организаторами концертов для оплаты исполнителям дорожных расходов (в 1911 г.— Дамским благотворительным комитетом, в 191 2 г. — Литературно-художественным кружком и Русским музыкальным обществом, с 1913 по 1917 гг. — владельцем магазина металлических изделий Робертом Кенцем, меценатом М. Е. Пятницкого, субсидировавшим также и его экспедиционную деятельность).

Постоянно в концертах участвовали лишь И. Колобаева с дочерьми (вплоть до 1914 года) и жалеечник С. Власов. В тех случаях, когда на концертах ощущался исполнительский дефицит воронежских певцов, помощь в исполнении воронежских песен оказывали все участники хора. Разумеется, этому предшествовала большая и кропотливая работа по освоению воронежского песенного репертуара и местного исполнительского стиля. Свидетель репетиций В. В. Пасхалов вспоминал о том, как участники хора, «выслушав фонограмму хоровой песни Воронежской губернии, «расшифровывали» ее своими голосами, не опуская никаких деталей».

Первый Крестьянский концерт, на который были вызваны воронежские крестьяне, состоялся в Москве днем 17 февраля (по старому стилю) 1911 года (был повторен 18 февраля) в Малом зале Благородного собрания (ныне Октябрьский зал Дома Союзов). С исполнением рязанских песен выступала группа певцов Крестьянского хора. Украшением концерта была семидесятилетняя Аринушка Колобаева, покорившая слушателей своим искусством. Выступление на концертной эстраде одетых в местные праздничные костюмы крестьян, исполнявших лирические и свадебные песни, водивших хороводы и плясавших точно так же, как и в деревенском быту, воспроизводящих в подлинном виде традиционные обряды, произвело сенсацию среди московской публики. «...Публика могла стать лицом к лицу с настоящими народными певцами — теми самыми деревенскими артистами и артистками, живыми художественными традициями которых и доселе держится еще на Руси старинное песенное искусство», — писал один из московских рецензентов. Необычайный успех позволил не только повторить Крестьянские концерты через год, но и сделать их регулярными. В период с 1911-го по 1914 год состоялось 10 концертов, намечалось зарубежное турне хора.

Регулярные Крестьянские концерты явились крупным событием русской музыкальной жизни. Они знакомили слушателей с шедеврами русской крестьянской песни и утверждали на концертной эстраде подлинно народный исполнительский стиль. «Если до тех пор отдельные хоры и ансамбли часто строили свой репертуар на основе крестьянских песен (либо переложенных в соответствии с исполнительским профилем хора, либо переосмысленных и музыкально обработанных), то Пятницкий попросту создал хор из крестьян, поющих свои песни» (Ф. А. Рубцов).

Организационный опыт М. Е. Пятницкого послужил примером для образования новых местных крестьянских певческих коллективов: Московского хора (П. Г. Ярков, 1919 г.), Северного хора (А. Я. Колотилова, 1926 г.) и других.

В начале 1914 года по специальному заказу Р. Кенца Московское отделение немецкой фирмы «Бека» осуществила звукозапись Крестьянского хора и Ансамбля народной песни М. Е. Пятницкого. Пластинки вышли в свет в одностороннем и двустороннем вариантах, все — формата «гигант» с записями тринадцати песен в хоровом исполнении, а также пятнадцати песен и псальм в исполнении Ансамбля и поступили в продажу в декабре того же года. По замыслу М. Е. Пятницкого, выпущенные грампластинки открывали серию фольклорных звукозаписей и являлись первым ее выпуском. Продолжению запланированной большой работы помешала первая мировая война.

Основную научную и художественную ценность в этой серии представляют единственные выполненные при жизни М. Е. Пятницкого грамзаписи Крестьянского хора, донесшие до наших дней голоса замечательных народных исполнителей (к сожалению, в сеансах звукозаписи не участвовала И. Колобаева, скончавшаяся в апреле 1914 года). Чистота и свежесть звучания небольшого по составу хора (в ряде песен — отдельных групп), импровизационная свобода исполнения и богатство варьирования, сохранность региональных певческих традиций отличают записи Крестьянского хора. Высокая требовательность М. Е. Пятницкого, забота о подлинности звучания, этнографической достоверности исполняемых песен проявились в отборе им материала для звукозаписи. Без участия воронежских исполнителей раписаны только рязанские и смоленские песни (исключение составляет лишь любимая и давно исполняемая всем хором воронежская песня «Чтой-то звон, да чтой-то звон...»). После каждой песни (вероятно, самим М. Е. Пятницким) объявляется ее название и место бытования.

Частный заказ Р. Кенца обусловил собственную матричную нумерацию серии и ее небольшой тираж. Отсутствие переизданий (в первые дни начавшейся мировой войны представительство фирмы «Бека» было разгромлено) сделало эти грампластинки весьма редкими. До настоящего времени не удалось обнаружить диск хорошей сохранности с записями двух песен в исполнении Крестьянского хора: «Эх, да уж вы, ночи...» (М 7 (209 — С +) и «А я по лугу гуляла...» (М 8 (210 — С + ).

Следующие звукозаписи Крестьянского хора были осуществлены лишь в начале 1930-х годов. За время между двумя записями хор, которому было присвоено имя его основателя, претерпел немало значительных перемен. Увеличился его состав (еще в 1918 году усилиями М. Е. Пятницкого удалось создать стабильную воронежскую группу исполнителей, а в 1929 году пришли калужские певцы: А. Козлова, А. Иванова, А. Прокошина), активное участие в работе хора стали принимать молодые исполнители (3. Глебов, Г. Белов, дочери Е. Клоднина — Валентина, Елизавета, Софья). В 1927 году Крестьянский хор им. М. Е. Пятницкого возглавил племянник Митрофана Ефимовича фольклорист-филолог М. П. Казьмин. Позднее к работе хора подключился композитор В. Г. Захаров, принявший на себя в 1931 году музыкальное руководство.

Поиски руководителями хора новых творческих путей обусловили смену тематики и расширение репертуара за счет авторских произведений массовых жанров, отказ от диалектных и музыкально-этнографических особенностей исполнения. Позиция В. Г. Захарова, согласно которой «народный хор должен быть современным коллективом, а не утонченным ценителем старинных песен и старинной исполнительской манеры», надолго определила дальнейший путь исторического развития народного коллектива. Происшедшие перемены существенно сказались на этнографической характеристичности и исполнительской стилистике хора, проявившихся в большей выровненности звучания, некоторой упрощенности многоголосной фактуры, потере импровизационного начала, тенденции к эстетизации исполнения.

В состав грампластинки вошли все сохранившиеся в государственных архивах и личных коллекциях грамзаписи Крестьянского хора, выполненные в 1914 году. В отреставрированном виде они впервые публикуются на долгоиграющей грампластинке.

Из числа малоизвестных грамзаписей 1931 — 1932 годов отобраны наиболее представительные записи песен (большинство песен имелось в репертуаре хора при жизни его первого руководителя), в исполнении которых сохранились черты певческих традиций, заложенных М. Е. Пятницким. Сопоставление разновременных серий звукозаписи дает возможность отчетливо проследить творческую эволюцию прославленного хорового коллектива.

В расшифровках песенных текстов, приближенных к литературным нормам, сохранены особенности местных говоров и песенного произнесения слова.









Линк :

Нема коментара:

Постави коментар

Само напред...слободно реците шта мислите.

 Моја Лена 2020.године