недеља, 3. мај 2015.

Сруб - Хтонь (2015)

 

 

 

Отечественный коллектив трясинных песнопений и болотных плясок Сруб выпустил новый альбом — Хтонь. Распространяется с бесплатной баночкой консервированного болотного газа.

Лес полон тайн. Черным тропам нет числа. Коли выведут к лугу туманному, знай оберег спас. Схоронят в чаще — не вернешься в дом. Дыхание в такт храни. Хлад вечерний крик сковал. А там, в конце тропы, смеется тишина, расставляет паучьи сети. Ждет тебя. Хтонь.

Работая на стыке модных тенденций пост-панка на русском языке и архетипических образов русского фольклора, коллектив, кажется, пришёл к идеальной и доступной широкой публике форме подачи русской мифологии. Сквозь нерушимую стену гулких бас-партий, перезвон режущих электрогитар и глубину зычного голоса Игоря Шапранского прорываются и шум столетних лесов, и шёпот ночных ветров, и вой топких болот. Именно Срубу удалось сделать то, что многим оказалось не под силу — заставить слушателя действительно поверить в их музыку, услышать и увидеть то, что извечно оставалось спрятанным под покровом ночи.

"Афиша-Волна" очень вовремя опубликовала материал о музыкантах-последователях странных культов: при прослушивании вышедшего днём ранее альбома группы "Сруб" у неподготовленного хипсте... кхм... слушателя может сложиться ощущение, что его записали адепты какого-то сумасшедшего течения "Свидетелей хтони". И в этом будет доля правды: альбом "Сруба" как раз заставляет вспомнить это полузабытое словечко, встречавшееся некогда чуть ли не в каждой статье музыкального раздела той же "Афиши".


Встречалось-то оно встречалось — но вот корневой русской музыки, которая питалась бы местными традициями и в то же время звучала вполне современно и своевременно, появилось за последние годы не очень-то много: из достойных попыток на ум приходят разве что "Общежитие" и "Утро" (да простят меня читатели, если забыл что-то очевидное). К 2014-му "Общежитие" слилось, а "Утро" так и осталось группой-фантомом и развлечением на один раз: новые песни выходить начали, но очень уж они похожи на предыдущие. Никакой надежды.


Группу "Сруб" (если быть точным, в студийном варианте это творческий дуэт Игоря Шапранского и Станислава Куликова), появившуюся год назад, очевидно было бы сравнить, например, с "Утром" (благо основания имеются) — но даже беглое прослушивание или беглый же взгляд на тексты позволяют, что называется, почувствовать разницу. И дело не только в качестве записи (несмотря на явную её "домотканность", чувствуется тщательная работа над звуком): после этого альбома язык не переворачивается назвать "Сруб" "очередным танцевальным пост-панком с хорошими русскими текстами", что можно было сделать "за глаза" после первых прошлогодних песен — альбом даёт понять, что "Сруб" копает глубже своих предшественников и становится чуть ли не манифестом национальной идентичности — несмотря на то, что ответственного за эти песни Шапранского сложно назвать славянофилом (в контексте этого альбома речь стоит вести, скорее, об очередной попытке примирения "западников" и "местных").

Пустив в свою музыку дюжих призраков, "Сруб" удивительным образом не скатывается в безвкусицу (хотя и удостаивается смешных определений вроде "Ян Кёртис meets Король и шут", что само по себе может от этой музыки отвратить — но обращать на них внимание не стоит). Сперва наличие в текстах таких словосочетаний как "кобылий хвост", "ладана морок" и др. может и смутить — но без них невозможно было бы говорить о той самой "хтони": они наделяют песни той же функцией, которую в Америке выполняет кантри — это обращение в далёкое прошлое, где история перетекает в мифологию, к основам, к корням. Тут точнее было бы говорить даже об альтернативном кантри: в каком-то смысле "Сруб" можно назвать русскими 16 Horsepower — звучание не до конца аутентично, не архаично, но в то же время навевает образы, знакомые каждому с детства; незамутнённый фольклор, не потерявший при этом связь с реальностью и в сумме своих составляющих дающий мелодику, от которой без всяких аллегорий стынет кровь и замирает сердце, это без всяких шуток былинная мощь — пожалуй, единственный случай, когда словосочетание "былинная мощь" по отношению к музыке не звучит нелепо.


Даже если на этой оптимистической ноте история "Сруба" закончится (но, как уверяют авторы, в ближайшее время она точно не закончится), будем считать, что убедительное начало положено. Сомнительно, конечно, что это знамя подхватят. Но ведь, в конце концов, родились же эти песни из любви к творчеству группы "Утро"; может быть, они, в свою очередь, вдохновят на новые подвиги кого-то ещё, и русская независимая музыка обретёт не одну группу, а целое направление, которое назовут каким-нибудь "пост-роком".




Треклист:


01. Горицвет (01:51)

02. Изгнание (02:53)

03. Дом всех тревог (04:16)

04. Грот (04:33)

05. До горизонта земли (04:13)

06. Обрыв (04:27)

07. Всем языки развяжет заря (01:43)

08. Говори (Угомони Зло) (04:44)

09. Юдоль (04:58)












Нема коментара:

Постави коментар

Само напред...слободно реците шта мислите.

 Моја Лена 2020.године