Сруб - Хтонь (2015)
Отечественный коллектив трясинных песнопений и болотных плясок Сруб выпустил новый альбом — Хтонь. Распространяется с бесплатной баночкой консервированного болотного газа.
Лес полон тайн. Черным тропам нет числа. Коли выведут к лугу туманному, знай оберег спас. Схоронят в чаще — не вернешься в дом. Дыхание в такт храни. Хлад вечерний крик сковал. А там, в конце тропы, смеется тишина, расставляет паучьи сети. Ждет тебя. Хтонь.
Работая на стыке модных тенденций пост-панка на русском языке и архетипических образов русского фольклора, коллектив, кажется, пришёл к идеальной и доступной широкой публике форме подачи русской мифологии. Сквозь нерушимую стену гулких бас-партий, перезвон режущих электрогитар и глубину зычного голоса Игоря Шапранского прорываются и шум столетних лесов, и шёпот ночных ветров, и вой топких болот. Именно Срубу удалось сделать то, что многим оказалось не под силу — заставить слушателя действительно поверить в их музыку, услышать и увидеть то, что извечно оставалось спрятанным под покровом ночи.
"Афиша-Волна"
очень вовремя опубликовала материал о музыкантах-последователях
странных культов: при прослушивании вышедшего днём ранее альбома группы
"Сруб" у неподготовленного хипсте... кхм... слушателя может сложиться
ощущение, что его записали адепты какого-то сумасшедшего течения
"Свидетелей хтони". И в этом будет доля правды: альбом "Сруба" как раз
заставляет вспомнить это полузабытое словечко, встречавшееся некогда
чуть ли не в каждой статье музыкального раздела той же "Афиши".
Встречалось-то оно встречалось — но вот корневой русской музыки, которая
питалась бы местными традициями и в то же время звучала вполне
современно и своевременно, появилось за последние годы не очень-то
много: из достойных попыток на ум приходят разве что "Общежитие" и
"Утро" (да простят меня читатели, если забыл что-то очевидное). К
2014-му "Общежитие" слилось, а "Утро" так и осталось группой-фантомом и
развлечением на один раз: новые песни выходить начали, но очень уж они
похожи на предыдущие. Никакой надежды.
Группу "Сруб" (если быть точным, в студийном варианте это творческий
дуэт Игоря Шапранского и Станислава Куликова), появившуюся год назад,
очевидно было бы сравнить, например, с "Утром" (благо основания имеются)
— но даже беглое прослушивание или беглый же взгляд на тексты
позволяют, что называется, почувствовать разницу. И дело не только в
качестве записи (несмотря на явную её "домотканность", чувствуется
тщательная работа над звуком): после этого альбома язык не
переворачивается назвать "Сруб" "очередным танцевальным пост-панком с
хорошими русскими текстами", что можно было сделать "за глаза" после
первых прошлогодних песен — альбом даёт понять, что "Сруб" копает глубже
своих предшественников и становится чуть ли не манифестом национальной
идентичности — несмотря на то, что ответственного за эти песни
Шапранского сложно назвать славянофилом (в контексте этого альбома речь
стоит вести, скорее, об очередной попытке примирения "западников" и
"местных").
Пустив в свою музыку дюжих призраков, "Сруб" удивительным образом не
скатывается в безвкусицу (хотя и удостаивается смешных определений вроде
"Ян Кёртис meets Король и шут", что само по себе может от этой музыки
отвратить — но обращать на них внимание не стоит). Сперва наличие в
текстах таких словосочетаний как "кобылий хвост", "ладана морок" и др.
может и смутить — но без них невозможно было бы говорить о той самой
"хтони": они наделяют песни той же функцией, которую в Америке выполняет
кантри — это обращение в далёкое прошлое, где история перетекает в
мифологию, к основам, к корням. Тут точнее было бы говорить даже об
альтернативном кантри: в каком-то смысле "Сруб" можно назвать русскими
16 Horsepower — звучание не до конца аутентично, не архаично, но в то же
время навевает образы, знакомые каждому с детства; незамутнённый
фольклор, не потерявший при этом связь с реальностью и в сумме своих
составляющих дающий мелодику, от которой без всяких аллегорий стынет
кровь и замирает сердце, это без всяких шуток былинная мощь — пожалуй,
единственный случай, когда словосочетание "былинная мощь" по отношению к
музыке не звучит нелепо.
Даже если на этой оптимистической ноте история "Сруба" закончится (но,
как уверяют авторы, в ближайшее время она точно не закончится), будем
считать, что убедительное начало положено. Сомнительно, конечно, что это
знамя подхватят. Но ведь, в конце концов, родились же эти песни из
любви к творчеству группы "Утро"; может быть, они, в свою очередь,
вдохновят на новые подвиги кого-то ещё, и русская независимая музыка
обретёт не одну группу, а целое направление, которое назовут
каким-нибудь "пост-роком".
Треклист:
01. Горицвет (01:51)
02. Изгнание (02:53)
03. Дом всех тревог (04:16)
04. Грот (04:33)
05. До горизонта земли (04:13)
06. Обрыв (04:27)
07. Всем языки развяжет заря (01:43)
08. Говори (Угомони Зло) (04:44)
09. Юдоль (04:58)
Нема коментара:
Постави коментар
Само напред...слободно реците шта мислите.