Рождество Христово в истории России
Рождество Христово называют «матерью всех
праздников». Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой
истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси
этот Праздник был особенно любим.
В сочельник до
«вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений «Волсви же со звездою
путешествуют», ничего не ели и не садились за стол. Родители
рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному
Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет
перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся
веками традиции и обычаи.
В домах украшали любимую с детства рождественскую елку.
Кстати,
лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно - при
Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра,
омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать
еловыми ветками дома и храмы.
А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение.
С самого утра Великого дня Рождества славили Христа :
ходили «со звездой» по домам, пели церковные гимны и народные колядки о
рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах.
Об обычаях празднования Рождества до Революции с любовью и грустью вспоминал в эмиграции в Париже русский писатель Иван Шмелев.
Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова.
Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику - храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о
создании в честь победы над армией Наполеона храма «...в ознаменование
благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей
гибели... Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред
святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с
любовию и подражанием к делам их предков».
С
1917 года, в атеистическом советском государстве, о Рождестве и
упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду
заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой
звезды было только пять лучей), зеленая ель также была подвергнута
опале, как рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена,
рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в
дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом
правительства ель вернули людям, но уже как новогоднюю.
В
годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в
лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных
условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.
Незабываемое Рождество Христово провел в лагере на Соловках писатель Борис Ширяев на нарах общежития, устроенного в руинах Преображенского собора. Из воспоминаний киевлянки Валентины Яснопольской видно, какого мужества требовало от верующих прийти в эти годы на службу в храм.
История
России продолжается, Постановлением президента РСФР 1991 года Рождество
Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов
Российской Федерации.
Нема коментара:
Постави коментар
Само напред...слободно реците шта мислите.