недеља, 6. април 2014.

Памятник Русской Славы

 

  

Военный инженер В. В. Сташевский соорудил на Ново гробле в Белграде  величественный памятник русским воинам Великой войны 1914-1918 годов, ставший достопримечательностью кладбища. Он был воздвигнут по замыслу и стараниями полковника Михаила Федотовича Скородумова, по проекту архитектора и скульптора Романа Николаевича Верховского, которому принадлежат все скульптурные работы этого комплекса.

  Инициатор постройки полковник Михаил Скородумов, георгиевский кавалер, раненый 11 раз, потерявший на войне правую руку, организовал сбор необходимых средств. Каждый камень, пошедший на строительство памятника, был оценен в 300 динаров, а на нем выбивалась фамилия дарителя.

 Сам Скородумов писал позже в своих воспоминаниях: «Дабы остановить развивавшиеся симпатии сербов к Совдепиии вернуть их к царской России, я затеял постройку памятника русским воинам и переноску останков русских офицеров и солдат с Салоникского фронта в Белград. Казалось бы, что это в интересах всех русских эмигрантов, предлог объединиться и устроить обще-Югославянско-Русскую манифестацию в честь национальной России».

 Средств не хватало, было тяжело, но в 1935 году единственный памятник русским жертвам Первой Мировой войны на всем белом свете был открыт.

           

 Памятник из серого камня имеет форму артиллерийского снаряда, наверху которого стоит ангел с устремленными вверх крыльями. У подножия снаряда изображена символическая композиция -раненый русский офицер защищает знамя. Посреди снаряда располагается барельеф – двуглавый орел и дата – 1914 г. На левой стороне памятника выгравировано под крестом: «Вечна память Императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой Войны». На задней стороне памятника надпись по-сербски: « Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте 1914-1918 гг.». К памятнику ведут несколько ступенек, а под ними находится часовенка-склеп, над железной дверью которого написано : «Спите, орлы боевые».

                                           

 В склепе похоронены останки солунцев и других русских героев, погибших на территории Сербии. Из более шести тысяч русских, погибших на Салоникском фронте, в склеп перевезено только 387 офицеров и солдат, так как после войны крестьяне перепахали часть могил, а часть Салоникского фронта и тыловые госпитали оказались на греческой территории. В склепе также покоятся останки 136 офицеров и солдат двух русских батарей, погибших при защите Белграда; четыре русских военнопленных, расстрелянных австрийцами за отказ грузить снаряды на сербский фронт; два русских моряка со сторожевика «Тирасполь», погибших у дунайского порта Кладово; около ста русских солдат, умерших от ран по госпиталям на территории Сербии, оккупированной австрийскими войсками. В часовню памятника также перевезен большой крест, сделанный сербами из железнодорожных рельсов с надписью: «Русские герои, жизнь свою положившие за свободу Сербии», установлены ранее на одной из братских могил.
 До сих пор этот едва ли не единственный памятник русским воинам, павшим в Первой мировой войне, построенный и освященный в 1935 году. В день прибытия в Белград ящиков с прахом русских воинов, пропитавших поля и горы южной Сербии своей кровью, сербский патриарх Варнава, после панихиды, произнес речь, в которой прозвучали слова:

 «Мы много пережили в Белграде горьких и радостных событий и давно, давно ожидали этого благословенного дня, кода из глубины своего сердца можем вознести горячие молитвы об упокоении наших братьев, русских воинов, которые поднялись как один человек за свободу маленькой Сербии в наиболее тяжелый момент ее истории, и которые пали за эту свободу».

 В памятной книге, в которой расписывались посетители усыпальницы, имеются подписи советских офицеров и солдат, приходивших сюда в 1944-1945 годах поклониться праху своих братьев по крови. Капитан Павел Вий написал 14 февраля 1945 года: « Я – офицер Красной армии, но духом воспитанный в православии и любви к русскому человеку...». Капитан Г. Розанов написал 8 июля 1945 года: «Слава русским воинам, погибшим за освобождение славянских народов». В другом месте книги подписи 30 советских солдат, а под ними стоит: «И я – Танечка Чупкова, санитар».

             

Нема коментара:

Постави коментар

Само напред...слободно реците шта мислите.

 Моја Лена 2020.године